Недвижимость ценой в миллионы отходит частным структурам за сущие гроши, а услуги арбитражных управляющих стоят почему-то зачастую дороже имущества, которым им поручили распоряжаться. Чиновники наконец-то признали: банкротят предприятия в республике не так, как это задумывалось изначально.
Как вы думаете, на какую сумму могут потянуть несколько складских помещений, четыре гаража, административное здание, две отапливаемые стоянки, автовесы, КПП и грузовик КАМАЗ в придачу? Прикиньте стоимость, а потом уберите от получившейся у вас цифры, как минимум, один ноль. И тогда, может быть, вы получите сумму, близкую к стоимости реальной сделки, состоявшейся в Татарстане. Уже перечисленное выше имущество ОАО «Сюндюковский карьер» было продано по цене «гостинки» в Казани – и то, видимо, пребывающей далеко не в самом идеальном состоянии. Если хотите точные цифры – пожалуйста! 757,7 тысячи рублей – за такую сумму было продано имущество оценочной стоимостью в 8,4 миллиона.
Аналогичный факт. Правда, уже не столь вопиющий. Имущество ОАО «Агрызский завод строительных материалов» балансовой стоимостью 35,2 миллиона рублей было реализовано за 11 миллионов. То есть «всего-то» втрое дешевле. Повезло еще.
А вот и еще одна закономерность. Очень часто активы предприятий, ожидающих процедуру банкротства, испаряются буквально перед введением оной. К слову, стоимость незавершенного строительства ГУП «Строящийся Елабужский кирпичный завод» по состоянию на 1 января 2005 года оценивалась в 139,2 миллиона рублей, к концу того же года – всего в 28,6 миллиона.
«Казалось бы, имеется предельно конкретная цель – оздоровить предприятие путем реструктуризации долгов и кредитов, вывести на рентабельность и сделать конкурентоспособным. Однако мы видим, пока система арбитражных управляющих работает совсем не так, как это предполагалось. Отсутствие надлежащего контроля создает условия для использования «серых» схем по выводу активов имущества организаций в пользу третьих лиц, уклонения от уплаты налогов, рейдерского захвата предприятий», – посетовал председатель Счетной палаты РТ Алексей Демидов.
Именно итоги проверки этим ведомством деятельности арбитражных управляющих по всей республике напомнили в очередной раз о том, что благими намерениями вымощена дорога далеко не в рай. Аудиторы выясняли, насколько соблюдаются в ходе процедур банкротства государственных предприятий и акционерных обществ с долей республики в уставном капитале требования законодательства и имущественные интересы государства. И сказать, что проверка привела к неутешительным выводам, это еще ничего не сказать.
К слову, аудитор Счетной палаты РТ Азат Валеев вывел еще одну закономерность процедуры банкротства по-татарстански (или, скорее, даже по-российски – поскольку едва ли где-то в родном Отечестве дело обстоит иначе). Так вот, оказалось, что большая часть денежных средств, полученных от реализации активов, «съедается» самими арбитражными управляющими, Тогда как требования кредиторов в среднем по республике удовлетворены всего лишь на... двенадцать процентов!
«В тридцати восьми организациях все полученные денежные средства были направлены на покрытие расходов, связанных с конкурсным производством. Ни одно требование не погашено. Что называется, конкурсные управляющие все до копейки проели! Зачастую затраты на конкурсное производство завышаются искусственно, в основном, это касается расходов на проведение оценки имущества, консалтинговых услуг, организации и проведения торгов, юридического сопровождения, а также услуг по охране имущества», – считает Азат Валеев.
Например, в ходе конкурсного производства, введенного в отношении ГУП «Казанское узловое транспортно-экспедиционное производственное объединение», вознаграждение арбитражного управляющего составило 340 тысяч рублей, оплата труда специалистов – 472,6 тысячи рублей, ремонтные работы – 1,6 миллиона рублей, юридические и информационные услуги, услуги по оценке, проведению торгов – 5,4 миллиона рублей.
А расходы на проведение процедуры конкурсного производства в отношении ГУП «Волго-Вятский научно-исследовательский и проектно-технологический институт статистической информационной системы» превысили общую кредиторскую задолженность в полтора раза, составив в итоге 2,2 миллиона рублей. В конце концов погасить долги предприятия пришлось за счет бюджетных средств.
Выгодно ли самой республике подобное «оздоровление»? Видимо, власти наконец-то поняли, что нет.
21 октября в Совете Федерации РФ спикер Госсовета РТ Фарид Мухаметшин признал: система банкротства в том виде, в котором она изначально задумывалась, на сегодняшний день не состоялась. Глава республиканского парламента передал членам рабочей группы совета поправки в федеральное законодательство, направленные на противодействие незаконному захвату предприятий. Жаль только, что официальное признание очевидных по сути фактов в очередной раз произошло слишком поздно. А до конкретных мер противодействия дело, видимо, и вовсе дойдет лишь тогда, когда спасать будет уже нечего.
Фото: Фото с сайта Imxoteb.com