Последние годы на рынке сохранялся относительный статус-кво – были заправские лидеры (Chevrolet, Ford, Hyundai), были середнячки, коих большинство, и отстающие (Chrysler, Citroen). Диспозиция марок с небольшими изменениями сохранялась из месяца в месяц, разве что какой-нибудь новичок начинал стремительно карабкаться вверх в табели о рангах. Казалось, что скоро наступит точка равновесия, но тут разгорелся кризис...
Результаты февраля 2009 года получились смешанными: многие марки продолжили нисхождение, начавшееся еще осенью, но некоторые показывают «плюс», да какой – Citroen «прирос» на 100%, то есть, увеличил продажи в два раз относительно февраля 2009 года, а рыночная доля Citroen возросла в три раза!
«Передел» рынка можно продемонстрировать на примере двух соседей по рейтингу – группы «ГАЗ» (бренд Volga) и Volkswagen. В прошлом году соотношение сил было 11 тысяч к 2,6 тысячи в пользу «ГАЗа». Но в этом году Volga продавалась 68% объемов сбыта, Volkswagen же наоборот прибавил в полтора раза. В итоге, пропасть, разделявшая марки, не только сошла на нет, но в феврале Volkswagen обогнал ГАЗ по объемам продаж.
Среди лидеров рынка главными «лузерами» стали два корейских бренда Hyundai и Chevrolet, снизившие продажи вдвое. В первом случае это связано в основном с проблемами на «ТагАЗе», который практически полностью прекратил поставки «акцентов». Впрочем, и другой бестселлер Hyundai Getz снизил продажи на 40%. Не лучше дела обстоят и у моделей Chevrolet, включая Niva, Lacetti и Lanos, которые потеряли 40-50% объемов сбыта. Причина, судя по всему, в серьезной конкуренции с иномарками более «раскрученных» брендов в период тотальных скидок. К примеру, в начале года Citroen C4 стоил лишь немногим дороже Chevrolet Lacetti в близкой комплектации, что, наверняка, побудило многих улучшить статистику Citroen, а не Chevrolet.
Среди других брендов сильнее всего пострадали китайские марки в лице Chery и Great Wall, представители концерна Chrysler (собственно, Chrysler, Jeep и Dodge), группа ГАЗ, а также Mitsubishi. Последняя пострадала из-за перехода на долларовые прайсы. Так, если Lancer X прошлого года можно было купить за сумму от 539 тысяч рублей, то машину нового года – за 710 тысяч! И ведь речь идет о седане с 1,5-литровым мотором, механической коробкой и в самой базовой комплектации. Стоит ли говорить, что цена более одного миллиона за Lancer с двухлитровым мотором заставляет призадуматься – не лучше ли взять за эти деньги «нулевой» Audi A4 2008 года выпуска?
Но ведь есть и те, кто превзошел результаты «рекордного» прошлого года, и в их числе Peugeot, Volkswagen, Skoda, BMW, Infiniti, Audi, Citroen... Судя по всему, залогом успеха стало минимальное повышение цены (Peugeot, Citroen, Skoda, Volkswagen), а также хорошие антикризисные предложения – последнее касается марок премиум-сегмента.
Но если судить в целом, объемы продаж снизились и достаточно ощутимо: в феврале прошло года было продано 219 тысяч автомобилей, в феврале этого – 135 тысяч (-38%).
«Действительно, если рассмотреть показатели продаж основных популярных брендов, то можно увидеть, что они в последние месяцы резко снизились, – говорит менеджер отдела продаж автосалона «Ситроен Центр Казань» Илья Павлов. – Что касается марки Citroen, то он наблюдается именно на фоне общего спада. Последние три месяца вообще были рекордными. То есть, если количество продаж Mitsubishi Lancer раньше составляло 300 штук в месяц, то снижение вполовину даст цифру 150. А подъем продаж Citroen на 100% означает, что вместо 10, автосалон продал 20 автомобилей. Тем не менее, тенденция прослеживается достаточно ясная – внимание потребителей переключается на более интересные марки и модели авто. В случае Citroen, влияет и увеличение количества рекламы, очень хорошие скидки. Да и внешне производители Citroen стараются делать авто непохожими на других. Взгляните, например на С класс: модель С4, лидер продаж, выделяется из общего ряда «одноклассников», чьи формы уже приелись. Так что подъем популярности буквально запрограммирован».
Дальнейшее развитие будет во многом зависеть от ценовой политики автопроизводителей, и многие продолжат нисхождение. Сегодня покупатель озабочен ценой как никогда, поэтому марки, способные удержать цену на более-менее низком уровне, могут отыграть рыночную долю у лидеров рынка. Для сравнения, если сейчас базовый Lancer 1.5 стоит 710 тысяч, Corolla 1.4 – 714 тысяч, то Citroen C4 1.6 в сравнимой комплектации – ровно 550 тысяч (прайс от 1 марта). При этом действует акция, которая позволяет купить автомобиль за 500 тысяч рублей. Как видите, разница очень ощутима, и марки, подобные Citroen, имеют шанс переманить к себе немало потенциальных клиентов.
Фото: Фото с сайта Autotechnica.com.ua