Ругать продукцию отечественного автопрома стало уже национальной традицией. Только ленивый не плюнет презрительно в сторону «Калины» или «Приоры». Но насколько обосновано такое расхожее мнение, что наши машины хуже всех? Законы рынка касаются всех, и если машина откровенно плохая, ее просто не покупают. Однако до сих пор самые продаваемые машины у нас – ВАЗ, и против этого факта не попрешь.
Неслучайным кажется тот факт, что по запросу «сегодня он ругает ВАЗ» Яндекс в первой строке выдает сайт китайского GEELY. Сразу ясно, откуда ветер дует. Но позвольте, откуда тогда на дорогах столько отечественных машин, если они никуда не годятся? Почему завод до последнего времени наращивал темпы производства, и только кризис заставил конвейер встать? Почему дилеры АвтоВАЗа чувствуют себя на рынке совершенно спокойно, и разве что в потолок не поплевывают: работа идет, продажи стабильны, что еще нужно для уверенности в завтрашнем дне?
Да, ВАЗ – это производитель недорогих автомобилей. Причем большая половина претензий к нему относится уже не собственно к машине, а к той рыночной нише, которую они занимают. Модно и престижно презирать недорогую в принципе машину меньшей мощности, без кондиционера и подушек безопасности только среди нуворишей и пижонов. Нормальные люди прекрасно понимают, что не блеск красит машину, а ее неприхотливость, всеядность и возможность дешевого ремонта. Совершенно очевидно, что в ближайшее время рынок упадет, и покупательская способность населения сместится в сторону бюджетного сегмента рынка. То есть в пользу того же АвтоВАЗа – особенно после запуска новой «Путинской» кредитной линии с участием ВТБ и Сбербанка.
Откуда руки растут?
«Тот, кто не любит ВАЗ, – не патриот не мужчина и, в целом, неумный человек, – считает обозреватель газеты «Русский Обозреватель» Борис Борисов. – Не патриот он потому, что ВАЗ – это гордость и легенда отечественного автопрома, не мужчина – потому что руки у него известно из какого места растут, и заменить ремень генератора, скажем, для него задача неразрешимая, а не очень умный человек – вот почему.
На вопрос «Что такое хороший товар?» существует как минимум несколько ответов. И один из них (возможно, главный) таков: это то, что предпочитают потребители. Потребители, в конце концов, голосуют рублем, и такая голосовальная машина заведомо надежней, чем опрос, общественное мнение или экзит-пол. Если спросить на выходе из автомагазина «Какую машину вы хотели бы купить?», и большая часть ответит, скажем, БМВ или Мерседес, но на самом деле купит ВАЗ – то потребитель на этих самых честных выборах проголосовал именно за ВАЗ, и никак иначе».
Ассоциация европейского бизнеса, как сообщает «Коммерсант», опубликовала данные о продажах новых автомобилей (иномарок и российских) в январе 2009 года. По их данным, всего было продано 116,9 тысячи машин, падение рынка составило 33%. Самым продаваемым российским брендом стала Lada, иностранным – Chevrolet. За ними следуют Ford и Toyota.
«Падение продаж на уровне 33% – это «довольно серьезно», – говорит совладелец дилерского холдинга Genser Игорь Пономарев. – С другой стороны, российский авторынок в период кризиса еще не самый плохой, продажи в США в январе обвалились где-то на 60%, добавляет дилер. Падение продаж новых иномарок в России в январе составило 28%, то есть было на уровне ожидаемого».
Тем не менее, январь всерьез перераспределил места среди иностранных автопроизводителей первой десятки. В частности, Ford смог занять вторую строчку после Chevrolet, тогда как на протяжении всего 2008 года оставался лишь четвертым. Японская Toyota сместилась со второго на третье место, а корейская Hyundai – со второго сразу на четвертое. Падение продаж Hyundai, а также еще одной корейской марки Kia было самым ощутимым в первой десятке иностранных автопроизводителей (48% и 44% продаж соответственно), причем корейские бренды показывают отрицательную динамику на уровне 40% уже второй месяц подряд.
«В структуре нашего легкового автопарка каждая вторая машина выпущена АвтоВАЗом, – продолжает Борисов. – Напомню, что все их купили за деньги, добровольно, и подавляющую часть – уже в «рыночную эпоху». Назовите мне большую страну, где половину автомашин на рынке реализовал один национальный производитель – и я ставлю вам бутылку шампанского. ВАЗ – это не просто история успеха, это история грандиозного коммерческого успеха, бизнес-легенда, наш фантастический, невероятный бренд, предмет нашей национальной гордости».
Что касается безопасности
«Возьмем регион с явно преобладающим японским парком (Приморье) и явно преобладающим парком ВАЗ (Самарская область), – предлагает журналист из Тольятти Алексей Напылов. – Приморский край: зарегистрировано 1525 дорожно-транспортных происшествий, в которых погибли 326 человек. Самарская область: зарегистрировано 2611 ДТП, в которых погибло 425 человек. В Приморье один человек погибает в среднем на каждые 4,7 ДТП, в Самарской области – один на каждые 6,1 аварии. На 30 процентов реже».
«Таким образом, все оказывается ровно наоборот, чем десятилетиями нас убеждали (и почти убедили!) вазофобы», – резюмирует Борисов.
Согласимся с тем, что для безопасности большое значение играет возраст автопарка, доступность сервиса и качественных запчастей. А средний возраст легковых автомобилей в нашей стране примерно 12 лет. При этом автопарк автомашин ВАЗ – самый молодой из массовых российских марок. Если взять только переднеприводное семейство, то ВАЗ лидирует безоговорочно. Автомобили других российских марок («москвичи», «волги», «уазы») гораздо старше – средневзвешенное значение их возраста превышает 17 лет. Сильно ли выигрывают у ВАЗа иномарки? Да нет, примерно на уровне. Так, каждая вторая Toyota в России (а это самая массовая иномарка) – автомашина старше 10 лет. Самые молодые парки, кстати, у «корейцев» – они относительно недавно научились делать неодноразовые машины, а в отстающих – мерседесы и БМВ, среди которых много старых машин.
В прогнозе структуры автопарка на 2012 год доля российских автомобилей сократится с 70% примерно до половины, при этом доля АвтоВАЗа останется львиной – порядка 40%. Все прогнозы показывают, что один АвтоВАЗ и в ближайшие годы будет продавать на территории России сопоставимое количество новых автомашин, сколько и вся остальная мировая автопромышленность, и это правда, с которой следует смириться самым ревностным хулителям ВАЗов. Если вы встретите в прессе существенно иные данные, вспомните, что на первых местах на нашем рынке идет «Шевроле», который считают вместе с «Шевроле-Нивой».
Мнение представителя холдинга
Постоянный спрос на Ладу, независимо от того, кто и что о ней говорит, связан с «древней русской традицией» – говорить всегда, что у соседа огурцы в огороде сочнее, – комментирует ситуацию заместитель генерального директора крупнейшего автохолдинга «Канавто» Сергей Чернов. – Да, иномарка комфортнее, престижней, но по сути – это средство передвижения. А учитывая сегодняшний уровень развития АвтоВАЗа, беря во внимание «калины» и «приоры», отличие от иномарок – только имидж бренда. Да, Лада никогда не была в авангарде мирового автопрома, но всегда выпускала и выпускает простые и надежные автомобили с оптимальным соотношением цена-качество. Ну, а до тех пор, пока мы не научимся уважать себя и утверждать, что у нас в огороде огурцы не хуже, чем у соседа, имидж бренда Лада будет оставаться на прежнем уровне. В общем, в магазине спрос постоянный на хлеб, а на пирожки не такой большой… Так и на Ладу. Спрос постоянный. Кроме прочего, цены остаются более стабильными на протяжении долгого времени.
Преимущество ВАЗа в том, что автомобиль сделан для России с ее дорогами, недорогой сервис и обслуживание, доступные запчасти, возможность самостоятельного ремонта, огромное поле для творчества в тюнинге и так далее. Да и не стоит на месте завод! На сегодня «Лада Калина» и «Лада Приора» имеют в оснащении большинство опций, присущих ранее только иномаркам. В мае планируется выход «Приоры» в комплектации суперлюкс (ГУР, АБС, ЕБД, четыре подушки безопасности, сервоприводы сидений, зеркал, многоуровневый подогрев сидений, датчики дождя и света, аудиосистема и так далее) Летом 2009 года запланирован запуск комплектаций «Калины» и «Приоры» с автоматической коробкой передач.
Добавим еще по поводу старой легенды: «ВАЗ половину времени ездит, а половину в ремонте». Это все же сказка от профессионалов. Рынок запчастей ВАЗа огромный и весьма прибыльный, и никто не мешает заводам и у нас, и за рубежом выпускать их. И заводы-таки выпускают. А в ремонт «навсегда» можно поставить любую машину. Зато ВАЗ никогда не встанет у вас из за того, что «нужную вам запчасть надо заказывать, она придет через месяц».
И самое главное: несмотря на то, что рефрен «АвтоВАЗ обречен» мы слышим уже почти два десятилетия, производство «обреченных» за это время, как ни странно, существенно выросло.
Фото: Коллаж Алины ВИШНЕВСКОЙ