Очередную меру воздействия на рынок подержанных иномарок предприняло правительство РФ – таможенные пошлины на ввоз иномарок с пробегом повышаются. Таким образом, цена на ввозимый автомобиль значительно увеличится. Казанские автобизнесмены считают, что рынок подержанных авто скоро исчезнет.
О планах кабинета министров повысить ставки таможенных пошлин стало известно 8 ноября 2008 года из сообщения первого вице-премьера РФ Виктора Зубкова. А инициатива повышения ставок принадлежит правительственной комиссии по защитным мерам во внешней торговле и таможенно-тарифной политике. В результате на автомобили до пяти лет предполагается повысить пошлины с 25% до 30%, а для иномарок старше пяти лет установить запретительные ставки – от 2,5 до 5,7 евро за 1 куб. см в зависимости от объема двигателя.
По мнению законотворцев, теперь российским автопроизводителям экономкласса станет легче конкурировать с иномарками. При цене на них примерно в 8 тысяч долларов таможенная пошлина составит не менее 2 тысяч 400 долларов, то есть авто обойдется не дешевле 10 тысяч 400 долларов. Для сравнения: Lada Kalina стоит от 9 тысяч 74 долларов, Lada Priora – 10 тысяч 902, Renault Logan – от 10 тысяч 300, Hyundai Elantra – от 12 тысяч 250.
«Бывшие в употреблении автомобили станут покупать все меньше и меньше, – считает директор автосалона подержанных автомобилей Павел Белов. – Точнее, станут более новые б/у брать, старые станет покупать невыгодно. Так плавно избавятся от ввоза стареньких машин (условно стареньких). Каждый год будут сокращать «разрешенные года», так что вскоре и совсем б/у ввоза не останется».
По мнению экспертов, для отечественного автопрома это возможность усилить позиции, а для иностранцев, которые еще строят заводы в России, – побыстрее развернуть производство.
Кстати, наши производители автомобилей времени не теряют. Буквально на днях генеральный директор компании Sollers Вадим Швецов и старший вице-президент по развитию бизнеса компании Fiat Group Automobiles Альфредо Альтавилла подписали соглашение о намерениях по расширению стратегического партнерства.
Документ предполагает запуск производства в России новых моделей Fiat, относящихся к сегментам В и С. Новые легковые модели Fiat будут выпускаться на производственных мощностях совместного предприятия Fiat-Sollers, созданного в июне 2008 года. Производство первого автомобиля в рамках СП – седана Fiat Linea – стартует в ОЭЗ «Алабуга» уже в начале 2009 года.
Сейчас заводы Sollers в ОЭЗ «Алабуга» и в Набережных Челнах выпускают легковые модели Fiat Albea и Fiat Doblo Panorama.
«Предлагаемые меры призваны в очередной раз поддержать отечественное автомобилестроение? – возмущается владелец подержанной иномарки Андрей Васильев. – Да они же первые поднимут цены на ту же самую сумму, и просто все будет стоить на 100 тысяч рублей больше! И «японцы», и новые «тазы» – интересно, до какой степени можно гайки закручивать?»
«Люди, ввозящие автомобили на территорию нашей страны, конечно, заинтересованы в том, чтобы заплатить меньшую пошлину, – говорит заместитель начальника Татарстанской таможни по правоохранительной деятельности Ильдар Саидов. – Поэтому они стараются занизить год выпуска или стоимость машины. За это предусмотрена уголовная ответственность».
Пока вопрос с пошлинами еще не решен. Однако ясно одно: государство не дает поблажек конечному потребителю.