Нерадивые застройщики стали искрой, которая взорвала общественное настроение. Обсуждение передачи полномочий по контролю над стройфирмами местным муниципалитетам в Госсовете РТ пришлось на апофеоз негодования дольщиков ЗАО «Ада», ЗАО «Защита», ООО «Свей», ЖСО «Казкам» (ТРООИВС), ООО «Йолдыз», ООО «Волгастройсервис», а также «жертв» мошенников от строительства из Набережных Челнов и Альметьевска.
Законопроект, принятый в первом чтении, возможно, оградит будущих соинвесторов от близкого знакомства с аферистами, но кто подложит соломку уже упавшим – вопрос по прежнему спорный.
Категоричнее высказался депутат Сергей Осколок, назвав неприемлемым выход «ограбить одних налогоплательщиков, чтобы помочь людям, не удосужившимся прочитать договор».
И судя по всему, проблемы дольщиков решаться будут – но за рамками законопроекта. То есть в каждом случае по-разному. «Необходимо принять меры по достройке практически готовых домов. Для этого нужно найти пути привлечения иных средств, а там, где это не удастся – возместить внесенные средства», – так обозначил пути выхода из тупика председатель Госсовета РТ Фарид Мухаметшин. Также обсуждается возможность участия этих людей в социальной ипотеке.
Комментируя 116.ru направленность законопроекта, депутат Насима Cтолярова отметила: «На последних двух сессиях, когда я поднимала этот вопрос, его не хотели вообще обсуждать, говоря, что это ответственность самих дольщиков, а государство остается в стороне. Меня радует, что эту проблему сегодня подняли. Правда, когда на площади собралось большое количество людей, и власть не могла их проигнорировать, потому что через месяц их может быть в два-три раза больше. Но жаль, что не создали специальную комиссию, которая занималась бы проблемой именно обманутых. Закон, который в принципе способен после доработки навести порядок на строительном рынке, на нее никак не повлияет. Насколько эффективно он заработает, зависит от того, будут ли предусмотрены достаточные меры воздействия. В таком случае развернуть деятельность можно в течение месяца».
Опорные точки законопроекта: контроль за выделением земли (а это основной механизм в руках муниципалитетов), за действиями застройщиков, подрядных организаций, распределением финансовых средств. Самое сложное – на практике получить достоверную информацию о положении дел в компаниях, которые могут прикрыться соблюдением коммерческой тайны.
Вторая загвоздка – желание муниципалитетов получить под это дело дополнительный кусок финансового пирога, так что ко второму чтению предстоит перекраивать «новорожденный» бюджет.
«При передаче полномочий муниципалитетам, а на федеральном уровне – субъектам, всегда слышны голоса "у нас на их реализацию денег нет", – отметил в кулуарах заседания председатель комитета Госсовета РТ по экономике, инвестициям и предпринимательству Марат Галеев. – До сих пор ответственность в долевом строительстве несли две стороны, которые подписали договор: строительная компания и гражданин. Сейчас появляется третья сторона – муниципалитет. Я сторонник того, чтобы был повышен уровень ответственности и государственной власти. Мониторинг за деятельностью той или иной компании – это именно ее прерогатива, муниципалитеты не смогут осуществить эту функцию. Компания может не иметь привязки к конкретному муниципальному району, быть зарегистрированной на другой территории, выиграть конкурс. Муниципалитеты должны получать квалифицированную консультацию по кредитным историям строительных компаний, их репутации. Если с фирмой не все чисто – эти данные должны быть использованы при проведении конкурсов на землю – и участок застройщик не получит».