В Государственном жилищном фонде при президенте РТ проанализировали звонки, поступившие на один из двух телефонов горячей линии по вопросам соципотеки. В течение трех недель туда позвонили 180 человек.
«Чувствуется, что люди встревожены изменениями нормативно-правовой базы социальной ипотеки. Это понятно, – говорит пресс-секретарь ГЖФ Сария Саниева. – Однако часто пришлось сталкиваться с потребительским отношением, накалом негативных эмоций, слышать: «Все это обман!» Хотя зачастую многие вопросы можно снять, изучив информацию, находящуюся в открытом доступе, посмотреть постановление кабинета министров РТ №366 от 2 августа 2007 года.
Были и такие вопросы, которые требовали участия специалистов. Одной из семей я посоветовала обратиться в суд. В то же время часть звонков касалась людей, которые, по факту являясь малообеспеченными, не могут быть поставлены на учет на общих основаниях, поскольку не работают ни в бюджетной сфере, ни на предприятиях, перечисляющих взносы в фонд. В принципе, они могут рассчитывать на предоставление социального жилья в найм без последующего выкупа, однако для этого им нужно доказать свое финансовое состояние в соответствии с законом РТ «О реализации прав граждан на предоставление им жилых помещений ГЖФ РТ и муниципального жилого фонда по договорам социального найма». Сделать это сложно».
Замешательство среди населения понятно. Заминка с проведением конкурсов и изменение «правил игры» внушают тревогу. Более половины звонков касались площади квартир, которые предоставляются по социальной ипотеке. Несмотря на явную взаимосвязь решения квартирного вопроса и демографии, жилье «на вырост» не предусмотрено. По льготной ставке (которая на практике оказывается раза в два ниже рыночной цены) можно выкупать не более 20 процентов площади сверх нормативов в 33 квадратных метра на одного, 42 метра – на двоих и из расчета по 18 метров – на семью из трех и более человек. Однако «малогабаритки» до сих пор практически не строились. Поднимался вопрос дополнительных комнат для определенных категорий: ученых, людей с тяжелыми заболеваниями, разнополых детей. Поскольку ипотека уже социальная, дополнительные льготы не предусмотрены.
Достаточно болезненно воспринимается и запрет на смену сферы деятельности в течении 10 лет. Фактически это означает, что бюджетник не только не может уйти в более доходный сектор, но и досрочно выкупить жилье. Сложности возникнут и у тех, кто рассчитывал приобрести жилье по ипотеке не по месту прописки, а там, где он живет на самом деле. Работникам предприятий, перечисляющих взносы в ГЖФ, теперь придется вносить не менее 30 процентов стоимости квартиры в качестве первоначального взноса, вместо прежних 10%.
Около четверти вопросов касались сроков проведения конкурсов. «Мы – уполномоченная фондом организация, когда получим соответствующие указания, тогда и запустим конкурсную процедуру, – сказал начальник договорного отдела жилищного кооператива «Строим Будущее» Ильдар Валеев. – Вся информация сразу же будет размещаться на сайте www.kooperativrt.ru, как это происходило до сих пор. На интересующие вопросы ответы можно получить у специалистов кооператива по телефонам 5175555, 5172576, 5168732, 5168733. Что касается какого-то волнения среди участников ипотеки, то заметного повышения числа обращений граждан я не заметил».
Происходящее «закручивание гаек» в социальной ипотеке, в принципе, вполне объяснимо. Первоначально новую программу было необходимо «раскрутить», заинтересовать большое количество людей и выйти на серьезные объемы строительства и ввода жилья. Сейчас, в условиях большой ценовой «вилки» между соципотекой и коммерческой недвижимостью, альтернативного варианта решения жилищного вопроса у многих просто нет.