Удивительный факт: две братские столицы — Казань и Уфа — не связаны прямым железнодорожным сообщением. Добраться до сердца Башкирии можно только на автобусе или на самолете, что я (корреспондентка 116.RU Руфина) регулярно делаю. Думаю, как бывалый пассажир, я имею право понудеть о том, что уж за столько-то лет можно было пустить прямые ж/д рейсы.
Так получилось, что больше 10 лет назад я переехала из Башкирии в Казань. Но малую родину не забыла и регулярно (и с удовольствием) возвращаюсь туда.
Понимаю, что сейчас в комментарии набегут те, кто скажет: «Нечего ныть, пользуйся автобусами и самолетами». А я отвечу: «Не для того ли я стала журналистом, чтобы подсвечивать проблемы?» Особенно если они касаются меня лично, и я на 100% знаю, о чем говорю.
Представьте: вы едете днем на автобусе из Башкирии в Казань, он делает остановки каждые 2 часа. Пока всё нормально, да? Однако на ночных рейсах полноценных остановки обычно только 1–2. И все эти часы вы проведете в скрюченном состоянии, потому что кресло спереди откинуто. Низкий рост и в целом маленькое тело, пожалуй, будет преимуществом в этой поездке. Но есть риск, что водитель включит печку на полную, и вы будете всю дорогу париться.
Если решите поспать, то готовьтесь, что на следующий день будете ходить как сова — с головой, наклоненной в ту сторону, на которой спали. Только в таком положении шея не будет болеть. Зимой куртка займет так много места на вашем сиденье, что вы практически не сможете двигаться.
И вся эта экзекуция будет длиться минимум 8 часов. А если вы едете не из Уфы, а, например, из Стерлитамака или Мелеуза, то дорога займет 10 или даже 14 часов.
Итого «смотаться на выходные» к родным и обратно займет 16 часов и будет стоить 3–4 тысячи рублей. В другие башкирские города и того больше — около суток и 6 тысяч рублей.
Большая часть пассажиров в таких регулярных автобусах отнюдь не туристы, а студенты. Это я к чему: если от путешественников ждешь, что они готовы потратить на поездку значительную сумму и время (впечатления стоят же того), то учащиеся просто хотят повидаться с семьей, поэтому пытаются потратить на дорогу как можно меньше времени и денег.
Тем, кто не готов терпеть такие условия, — милости просим в аэропорт. Только за билеты туда-обратно выложите, пожалуйста, 8–10 тысяч рублей. Это, конечно же, в обычные выходные и без багажа. В праздники или при срочной покупке стоимость перелета только в одну сторону вырастает до 6–10 тысяч. Не могу не похвастаться: за два месяца до Нового года я урвала авиабилет Казань — Уфа за 4,9 тысячи рублей. Для сравнения: место в автобусе перед праздниками стоило 3,3 тысячи рублей.
Не подумайте: у меня нет никаких претензий к автотранспортным предприятиям или авиаперевозчикам. Они и так делают поездку комфортной настолько, насколько это возможно. У меня есть претензии к РЖД, которые много лет не могут поставить казанское направление «на колёса».
Помню, как несколько лет назад мои родственники предполагали: мол, поезд не пускают специально, чтобы еще больше студентов не уехало в более привлекательную Казань. Я тогда отмахивалась: ну что за теории заговора, наверняка просто опять не могут найти деньги. А теперь начинаю склоняться к тому, что, может, мои близкие и не были уж столь не правы. Иначе что это за многолетний саботаж!
Если самолет и автобус вам не подходят, можно попытаться поискать билет на поезд. В таком случае на поездку придется потратить почти сутки, из них 4,5 часа нужно просидеть в Ульяновске — сделать там пересадку. Конечно, я снова привожу минимальное время. Стоит такое удовольствие от 3 тысяч рублей. Хотя я ни разу не встречала человека, который ездил бы таким ж/д маршрутом.
Последний вариант, как можно доехать от Уфы до Казани, — на машине. Но его я отметаю сразу из-за опасных ситуаций, которые у меня были в прошлом.
Грустно, что инициативу с поездами почти не комментируют в Татарстане. Заявления обычно звучат с башкирской стороны и от Куйбышевской железной дороги (казанские пути относятся к другому управлению — Горьковскому). Хотя, казалось бы, Казани от такой дороги была бы одна выгода: и «утечка мозгов» из соседнего региона, и туристы, которые оставляют приличные суммы. Да и сами татарстанцы смогут съездить в Башкирию, которая славится походами в горы и сплавами по рекам.
Ну это так, обывательские рассуждения. А вот что говорят подсчеты РЖД: запуск поезда Казань — Уфа окупится, если билеты на каждую поездку туда и обратно будут покупать 800 человек. Пока, по оценке Куйбышевских железных дорог, пассажиропоток вдвое меньше.
Удручает, что даже при запуске железнодорожного сообщения на дорогу всё равно придется тратить 15 часов, в лучшем случае — 12. Конечно, это долговато, но, в отличие от автобусов, по вагону можно хотя бы ходить и разминать ноги! Пить кипяточек. Спать лежа, в конце концов!
Поездка получится такой долгой, потому что ж/д путей между братскими городами просто физически не существует. Скорее всего, уфимские вагоны будут прикреплять к другому составу в промежуточном пункте.
А ведь в 00-х и 2010-х была надежда, что появится прямая железная дорога. Я говорю о хваленой и многострадальной высокоскоростной магистрали «Москва — Пекин». ВСМ должна была пройти через Казань, Екатеринбург, Уфу, Астану и Урумчи. Если бы планы воплотились в жизнь, то жители Казани уже могли бы ездить до столицы России за 3,5 часа. А в 2030-м — до столицы Китая.
В 2010-х, когда я готовилась к поступлению в вуз, казалось, что это будет так нескоро, но всё равно мечты о скоростных поездах грели душу. Кто же знал, что в 2025 году положение дел останется таким же, как в моей юности: в России до сих пор нет ни одной ВСМ. Планы по строительству магистрали до Казани сместились на 2036 год.
О перезапуске обычного (не скоростной) ж/д направления Уфа — Казань иногда вспоминают «наверху», но никаких плодов это не приносит. Обещали воплотить идею в жизнь в 2023 году, но не получилось. В 2025-м тоже не получится. По последним данным, к рассмотрению задумки вернутся только в 2027 году. На этот раз инициативе помешала геополитическая ситуация. Предполагается, что это будет «отель на колесах», который довезет путешественников за ночь.
Так что пока всё, что остается мне и другим пассажирам, — терпеть, потому что РЖД с нами еще не закончил.
А вы когда-нибудь ездили из Казани в Уфу или наоборот? Может быть, вам повезло больше, чем мне? Поделитесь своим опытом. Открываю портал в комментариях.
Всё самое интересное публикуем в телеграм-канале 116.RU. Подписывайтесь!