На казанском авиационном заводе (КАЗ) пытаются как можно скорее запустить серийное производство многострадальных Ту-214. Сейчас сам завод приводят в порядок — улучшают и строят объекты. Поговорили с авиационным экспертом Романом Гусаровым насчет того, поможет ли модернизация КАЗа запустить масштабное серийное производство «тушек» или нет.
Об улучшении казанского авиазавода сказали на заседании совета директоров АО «Туполев». Как говорится в официальном сообщении Объединенной авиастроительной корпорации (в нее входит КАЗ), работы по модернизации идут с «опережением графика».
— Модернизация производства и строительство новых производственных мощностей для серийного производства пассажирского самолета Ту-214 стали одними из главных вопросов. Основные работы по этой программе развернуты на Казанском авиационном заводе и идут с опережением графика, — говорится на официальном сайте Объединенной авиастроительной корпорации.
Авиаэксперт Роман Гусаров объясняет: серийное производство «тушек» уже по сути ведется, просто проходит оно не полным ходом.
— Серийное производство по факту ведется, оно и не останавливалось. Другое дело, что это можно назвать «мелкое серийное производство». До сегодняшнего дня — это два самолета в год были мощности у завода. Сейчас задача — построить 13 самолетов до 2027 года. То есть это уже побольше, чем 2 самолета в год. Условно говоря, по 4–5 самолетов им нужно будет производить. Для этого применяют удвоение — в два раза больше станков, в два раза больше специалистов, в два раза больше мощностей, но оно требует немалых инвестиций, — поясняет Гусаров.
Также наш собеседник подмечает, что если удастся произвести 13 самолетов через три года — это уже будет большим успехом для КАЗа. Но за последние 2 года завод так и не смог собрать ни одного самолета.
— Пока на сегодняшний день даже этого не просматривается, в прошлом году ни одного самолета, в этом году тоже ни одного. Так что хочется, чтобы хоть что-то было. Понятное дело, что больших масштабов производства там не будет, это невозможно чисто технологически, потому что самолет сам по себе родом из прошлого века и технологический процесс этого просто не позволит. Если будет 5 самолетов в год, этого уже будет достаточно, чтобы дополнить линейку самолетов, — говорит наш собеседник.
Гусаров подмечает, что планы произвести 115 самолетов к 2030 году изначально казались фантастикой. Для таких грандиозных планов, говорит эксперт, нужно увеличить объем производства в десять раз.
— Дело в том, что изначально казанский завод еще в прошлом году очень активно подключился к процессу убеждения правительства, что завод может делать 20 самолетов в год. Собственно, столько в программу и вписали. И глава республики по сути тоже дал слово. А дальше посчитали — просчитались. Понятное дело, к планированию подошли абсолютно безответственно те, кто давали эти обещания, — полагает авиаэксперт.
Поможет ли улучшение завода собрать наконец «тушки» — непонятно, учитывая, что сроки их серийного выпуска срывали и переносили уже несколько раз. К примеру, еще в прошлом году АО «Туполев» должны были представить 3 готовых пассажирских самолета, но в сроки не уложились. Оправдались тем, что зарубежные детали нужно менять на отечественные, а на это уходит больше времени. КАЗу дали новый дедлайн — 2024 год, но и так не получилось, сроки вновь передвинули на пару лет.
В начале июня этого года авиакомпания «Аэрофлот» отказалась от казанских «тушек», аргументировав это «измененными сроками» поставок.
К 2030 году «Туполев» должен сдать 115 бортов. В этой задаче помогать компании будет Минский завод гражданской авиации. Они будут менять импортные детали и заниматься покраской бортов. К тому же не так давно в КАЗе завершили работы по техническому перевооружению 3 цехов. А также планируется капремонт 10 объектов казанского авиационного завода общей стоимостью 30 миллиардов рублей.
Всё самое интересное публикуем в телеграм-канале 116.RU. Подписывайтесь!