Федеральные власти впервые назвали новые сроки строительства высокоскоростной магистрали «Москва — Казань» — это тот самый проект, который планировали с 00-х, а в 2010-х задвинули в долгий ящик из-за дороговизны.
График стал известен из выступления директора «Российских железных дорог» Олега Белозерова, который отчитался перед Госдумой. Однако, судя по трансляции заседания, он не озвучил сроки с трибуны. Даты запуска в своем телеграм-канале опубликовал депутат, зампредседателя комитета по энергетике Юрий Станкевич, который присутствовал на этой встрече.
Итак, ВСМ «Москва — Казань» планируют построить в два этапа: в 2028–2031 годах от столицы до Нижнего Новгорода, в 2032 — 2036 годах — от Нижнего до Казани. В будущем ее хотят продлить до Екатеринбурга. Пока это предварительные сроки. Помимо поволжской скоростной дороги? планируется проложить еще 4 ВСМ:
Москва — Санкт-Петербург;
Москва — Ростов-на-Дону — Адлер;
Москва — Минск;
Москва — Рязань.
Первой станет высокоскоростная магистраль до северной столицы. Движение здесь планируется запустить в 2028 году. В проект вкладываются РЖД, Сбер и правительство Москвы.
— Первый этап — «Москва — Санкт-Петербург» в течение 5 лет должен быть построен. Первое направление практически в строительстве, проектные работы проведены <...> От чего зависит срок? Зависит от строительства высокоскоростного поезда. Поскольку производство будет в определенных объемах, мы планируем, что высокоскоростное движение в целом после запуска займет пять лет, но в течение ближайших 10–15 лет нам нужно будет реализовать практически все эти проекты, — так кратко высказался о сроках глава РЖД.
Чем ВСМ отличается от обычной железной дороги? Поезда на ВСМ могут разгоняться до 350–400 км/ч, а то и до 560–580 км/ч. Сейчас в России нет ни одной такой скоростной магистрали. Лидер в этой области Китай: там протяженность сети составляет 38 тысяч км.
Разговоры о строительстве российской магистрали ведутся с 2004 года. Это должно было стать стройкой века: предполагалось, что дорога соединит Москву, Казань, Екатеринбург и выйдет на Пекин. От столицы до Татарстана можно было бы доехать за 3,5 часа, а не за полдня. В проект были готовы вложиться китайские и немецкие компании и сама Россия в лице государства.
Проектировать ВСМ начали в 2018. По иронии как раз сейчас — в 2024 году — хотели запустить движение. Но работа забуксовала, в том числе из-за финансовых проблем. Минфин РФ засомневался в окупаемости магистрали и убедил главу страны перенаправить деньги, выделенные на ВСМ, на другие проекты, несмотря на уже потраченные миллиарды.
В 2019-м федеральные власти сконцентрировались на проектировании ВСМ от Москвы до Петербурга, полагая, что эта дорога будет более выгодной для экономики. Но и этот проект заморозили. В августе 2023 года президент России заявил о возобновлении планов. В самих городах тоже ждут появления новых поездов: мэр Москвы Сергей Собянин пошутил, что столица и Казань «станут друг у друга пригородами, можно ездить на работу».
Всё самое интересное публикуем в телеграм-канале 116.RU. Подписывайтесь!