В конце прошлого года в Татарстане открыли платную трассу М-12, и за месяц после открытия автомагистраль не ругал, кажется, только ленивый: и дорого, и не чистят от снега, и пунктов остановки-заправки-перекуса катастрофически мало. Многие кивают на Европу, мол, там лучше.
Мы же не стали смотреть так далеко и узнали, сколько стоит проезд по автобанам в дружественной нам Турции и как оснащены магистрали. Последние два десятилетия здесь идет активное строительство автобанов при поддержке государства и частных инвесторов.
Протяженность трассы М-12, которая соединяет Московскую, Владимирскую, Нижегородскую области, Чувашию и Татарстан, — 811 километров. Самый продолжительный автобан в Турции — из Стамбула в Измир. Его длина — 424 километра, трасса проходит через провинции Коджаэли, Ялова, Бурса, Балыкэсир, Маниса, Измир.
Развитость дорожной сети
В Турции платные автобаны строятся активно и уже есть на многих стратегически важных направлениях. Одной из первых была трасса Стамбул — Анкара, значимость которой можно сравнить с дорогой между Москвой и Питером. Ее протяженность — 394 километра, в 2023 году запустили еще одну магистраль, соединяющую Стамбул со столицей Турции, так как ее предшественница уже не справлялась с потоком транспорта.
Наиболее амбициозные и значимые проекты последних лет — автомагистраль Kuzey Marmara на севере Стамбула, которая разгрузила 20-миллионный мегаполис от транзитного транспорта, автобаны Анкара — Ниде и Гебзе — Измир, связавший второй крупный город Турции со Стамбулом. Навигатор «Яндекса» показывает, что трассу протяженностью 424 километра без пробок и остановок можно преодолеть за 4 часа 13 минут.
При этом альтернативные — бесплатные трассы в параллель дорогим по турецким меркам автобанам сохраняются и поддерживаются в хорошем состоянии. Правда, время в пути по этим дорогам гораздо больше.
Максимальная скорость
В России, согласно ПДД, на автобане можно разгоняться до 110 км/ч. В Турции скоростной лимит выше — 130 км/ч. Но, как показывает практика, можно спокойно ехать и 160, и 170 км/ч на прямых участках в условиях идеальной видимости.
Поэтому расчетное время на дорогу по автобану иногда может быть даже меньше, чем показывает навигатор. Да и 4 с небольшим часа на машине тоже можно преодолеть без остановки, если выехать в путь с полным баком топлива и взяв с собой бутерброд с термосом.
Частота заправок
Многие автомобилисты критиковали M-12 за то, что на ней совсем немного мест для остановки и порой приходится стоять долго в очереди на заправку — их тоже крайне мало. Турецкие автобаны, надо отдать им должное, весьма «клиентоориентированы». По трассе стоят указатели за 1500 метров до ближайшего места стоянки и АЗС, где также написано, через сколько километров будет следующий. В среднем это 50 километров, хотя встречаются места отдыха и через 20, и через 65 километров друг от друга.
Минус их в том, что, как правило, АЗС принадлежат одному собственнику (как на измирской трассе), а потому заметна некая монополизация и равнозавышенные цены по всему маршруту. Стоимость блюд и напитков в сетевых заведениях — Starbucks, McDonalds, Yusuf Koftecisi и других гораздо выше, чем в городах.
Зато в инфраструктуре можно отметить практически всегда чистые и теплые туалеты, на многих остановочных пунктах — комнаты для намаза (мусульманская страна всё же!), комнаты матери и ребенка. Встречаются порой и аутлеты. А на М-12 люди жалуются на отсутствие элементарного: туалета, интернета и разметки.
Поддержание трассы в порядке
За автомагистралями — как платными, так и бесплатными, в Турции следят. Периодические дорожные службы огораживают участки трассы конусами, собирают мусор, выкинутый нерадивыми автопутешественниками, подкрашивают и поправляют металлические ограждения, наносят свежую разметку.
Татарстанские автомобилисты жаловались, что Автодор не справился с расчисткой трассы М-12. Скажете, в Турции климат мягкий и там снега нет? Есть! Так, автобан из Стамбула в Анкару проходит через провинцию Болу и горы, так же, как и в Измир через Бурсу, и в январе-феврале здесь температуры ниже нуля и снег. Северный луч в объезд Стамбула засыпает снегом не хуже, чем в России.
Снегоуборочная техника на автобаны выходит регулярно, даже когда остальные — бесплатные трассы просто парализует. Правда, скорость движения по платным дорогам в такие дни всё равно падает, так как грейдеры идут друг за другом — и очень медленно. Легковушкам и грузовикам приходится плестись за ними.
Стоимость проезда
А теперь самое интересное — деньги. Стоимость проезда по М-12 от Казани до Москвы — без малого 5000 рублей. По курсу на 28 января это 1672,5 лиры за 811 километров. Автобан из Стамбула в Измир сейчас — 710 лир за участок 424 километра, это 2122,5 рубля. Получается ненамного, но дешевле.
К тому же в Турции проезд по автомагистралям бывает бесплатным — по большим праздникам. Сюда входят Рамадан и Курбан-байрам, а также государственные: День республики, 29 октября, День Победы, 30 августа, и 15 июля — День демократии и национального единства. Но эта опция распространяется только на государственные платные трассы. Хотя и часть платной дороги между Татарстаном и Москвой стала на время и вынужденно бесплатной — вот почему.
Если же вам стало совсем печально, то вот утешение: стоимость топлива в Турецкой Республике существенно отличается от того, к чему мы привыкли в Татарстане. Так, литр газа стоит 19,95 лиры, что эквивалентно 59,17 рубля. Бензин в дружественной республике по 38,34 лиры (113,71 рубля) за литр, а дизтопливо и вовсе пробило психологический барьер и стоит 40,22 лиры (119,46 рубля). При этом цены на ГСМ в Турции растут постоянно, варьируются в зависимости от провинции и могут изменяться несколько раз в месяц — в сторону увеличения, увы.
Наши читатели оставляют сотни комментариев на сайте, в которых высказывают свои претензии относительно М-12, причем не только из-за цены. Они называют и ряд других проблем, с которыми сталкиваются на трассе между Казанью и Москвой. Мнения депутатов из Татарстана о платной дороге разделились: один из них читает, что трасса будет пользоваться большим спросом у водителей грузовых автомобилей, а строительство дорог за «казенный счет» находит странным. Другой депутат уверен, что цена полностью обоснована, но минусы трассы тоже не отрицает. С задранным ценником на дорогу также согласен один из автоэкспертов, который считает цену полностью необоснованной. В противовес ему другой эксперт высказался, что цена лишь кажется завышенной, но если копнуть глубже, то становится ясно: она оправдана. Все новости о трассе М-12 мы собираем в специальном разделе.
Читайте самую интересную и проверенную информацию в Telegram-канале 116.RU и в нашей группе во «ВКонтакте».