К концу 2024 года Казанский авиазавод должен заменить все импортные детали в самолетах Ту-214 на российские — это 13%. Мы обсудили с управляющим директором журнала «Авиатранспортное обозрение» Максимом Пядушкиным, что там может быть импортного и как казанские самолеты будут ремонтировать за границей, если они там сломаются.
Долгое время Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК, в которую входит Казанский авиазавод) не раскрывала, какова доля импортных комплектующих и в какой части самолета они находятся. Одно дело — когда в салоне, это заменить несложно, отметил Пядушкин. Другое дело — когда в авионике. Во время июньского визита премьера РФ Михаила Мишустина в Казань всё-таки стало известно, насколько «тушка» российская. Управляющий директор ПАО «Туполев» Вадим Королев заявил, что 87% комплектующих — отечественные. По словам нашего эксперта, этого многовато. А ведь авиазаводу поручили заменить зарубежные детали до конца 2024 года, то есть за полтора года.
— Как мне рассказывали источники, из импортного там радиосвязь и аппаратура, связанная с навигацией. Раньше говорили, что это немного, что это не проблема, — прокомментировал эксперт.
Отметим, что из всех российских разработок Ту-214 считался наиболее независимым от импорта. В последние 5 лет «тушки» использовались в основном специальным летным отрядом «Россия», который возит федеральных чиновников и военных. Эти самолеты полностью собраны из отечественных деталей, утверждал глава Объединенной авиастроительной корпорации Юрий Слюсарь. До 2018 года «тушку» использовали и на обычных пассажирских рейсах.
Теперь поговорим о том, как будут ремонтировать полностью отечественные Ту-214, если они сломаются за границей. Эта модель и раньше летала за рубеж, напомнил Пядушкин.
— Расчет делается на то, что ничего не сломается. Но если что-то ломается так, что самолет не может вылететь, авиакомпания решает, как доставить нужную запчасть в то место, где стоит самолет, — объяснил он.
Система работает по всему миру одинаково. Когда лайнеру нужен ремонт, авиакомпания ищет деталь на своем складе, отправляет ее резервным бортом к «пациенту». Если у авиакомпании нет этой запчасти, она обращается к своему провайдеру по техническому обслуживанию или к производителю. Они могут достать комплектующие за 24 часа или даже меньше. Но это работает только в случае с распространенными моделями, а производство «тушек» только начали возрождать.
— «Боингов» летает по миру тысячи, и достать запчасть для них не проблема в любой точке мира. С «тушкой» будет посложнее, потому что самолетов меньше, а значит, и запчастей, компаний, которые занимаются их техобслуживанием и имеют склад, тоже меньше. Может случиться так, что самолет будет дольше стоять, если что-то серьезное сломается, — оценил Пядушкин.
Мишустин приезжал в Казань 22 июня и «привез» 41,8 миллиарда рублей, которые федеральные власти выделили на производство лайнеров. Он осмотрел салон нового самолета, поинтересовался, когда его переоборудуют под двух пилотов. ПАО «Туполев» (материнская компания авиазавода) и правительство договорились нарастить к 2027 году выпуск до 20 самолетов в год.