Вдохновительница Fashion Iftar, стилист Джаннат Мингазова прокомментировала критику казанской певицы Саиды Мухаметзяновой о ее мероприятии. Она заявила, что второй этаж площадки предназначался не для ВИП-гостей, а для тех, «кто финансово вкладывался» в мероприятие, а перейти полностью на татарский язык невозможно из-за гостей из других регионов. Видео с речью Мингазовой выложил проект «Миллиард татар».
Fashion Iftar — это массовое коллективное разговение для мусульманок, которое совмещено с модным показом. Проводится каждый год в Рамадан. На этот раз ифтар прошел 9 апреля в выставочном комплексе Ak Bars Retro Cars. В этом году дресс-код был белый. А тема ифтара — борьба с домашним насилием в отношении женщин.
Разбираемся по порядку. После Fashion Iftar финалистка шоу «Голос. Дети» Мухаметзянова опубликовала у себя в соцсетях список из 4 недочетов, которые заметила. Первым пунктом девушка написала, что некоторых гостей ифтара выделили как ВИП. По ее мнению, это неправильно с точки зрения ислама. Организатор предположила, что речь идет о втором этаже выставочного центра Ak Bars Retro Cars, где проходил ифтар.
Джаннат Мингазова — стилист, эксперт в области благопристойной моды, как говорит она сама. С 2013 года ведет блог в Instagram*, посвященный моде и насчитывающий 136 тысяч подписчиков. Основала проект Modest covered. Замужем за Тимуром Мингазовым, работающим в руководстве ОЭЗ «Алабуга».
— Он не ВИП. Он для тех, кто участвует в программе и финансово в нее вкладывается, — туманно пояснила Мингазова.
Также Мухаметзянову возмутило, что 90% ифтара проходило на русском: «Даже тут не можем говорить на чистом татарском». Оппонентка заявила, что проект задумывался для всей России. Например, на ифтар приехали делегации из Дагестана, Москвы, блогеры из Карачаево-Черкессии, Чечни. То, что Fashion Iftar создали в Татарстане, показали через другие элементы: например, на мероприятии выступали девушки-«лебеди» из Набережных Челнов, на эмблеме ифтара нарисовали девушку в платке с татарским орнаментом.
— Если бы мы вели всю программу на татарском языке, то большинство гостей, возможно, даже раньше бы ушло либо сидело бы из уважения, но тогда мы бы без уважения отнеслись к ним, — добавила Мингазова.
Также Мухаметзянова осталась недовольна технической частью: на ее выступлении аппаратура «лажала», а во время намаза звуковик не сразу приглушил музыку. К тому же никто не остановил модный показ на время молитвы.
— Очень легко оценивать, когда ты сидишь, кушаешь, тебя бесплатно пригласили, из самых добрых побуждений накрыли столы по максимуму, чтобы вечер стал исключительным. А когда ты внутри организации и ты должен впустить, посадить тысячу человек, их накормить, организовать для них программу, звук, свет, все технические моменты решить… — прокомментировала критику вдохновитель проекта.
У некоторых комментаторов возник вопрос, почему ифтар совместили с модным показом. По словам Мингазовой, такой формат работает четвертый год и каждый раз «всех так сильно задевает». Организаторы хотят таким образом показать мусульманкам, что можно носить платок и одновременно быть стильной.
Мингазова добавила, что ей не обидно от негативных отзывов, а потом заплакала. Хотя имя Мухаметзяновой так и не назвала.
— Это обратная связь, именно хейт. Я воспринимаю это как испытание, не более, — как для себя, так и для этих людей, потому что этим людям тоже надо будет ответить за свои слова. Но я всё списываю на молодость, на горячесть, — сказала организатор.
Саида Мухаметзянова родилась 12 января 2001 года в Казани. Несколько лет ее семья прожила в Верхней Пышме Свердловской области. Там ее отец работал имамом Медной мечети. Саида начала петь в 5 лет, научилась исполнять мунаджаты — духовные мусульманские песнопения. Сызмальства участвовала в концертах знаменитых татарских певцов Асылъяр и Габдельфата Сафина. В 2012 году семья вернулась в Казань. В 2015 году Саида засветилась в шоу «Голос. Дети», где заняла третье место. Кстати, анкету на Первый канал отправил папа девочки. Он приложил к заявке две песни — Әллүки и Ave Maria. После школы Саида поступила в КФУ на востоковеда и в Казанский музыкальный колледж им. Аухадеева.
Помимо Мингазовой и Мухаметзяновой, скандал прокомментировал и президент Ассоциации предпринимателей-мусульман РФ Айдар Шагимарданов. Он считает, что не стоит выливать негатив в соцсетях, нужно «тактично намекнуть организаторам», если что-то не так. Да и вообще, братьям и сестрам-мусульманам всегда нужно найти оправдание.
Как считаете, кто в данной ситуации прав?
* Соцсеть запрещена на территории России.