В Казани собираются построить первый в республике крематорий. Расположится он на кладбище «Курган». В конце ноября проект получил положительное заключение экспертизы. Как рассказали нам в Агентстве инвестиционного развития, приступить к строительству планирует инвестор из Москвы. На возведение крематория он потратит 180 миллионов. Всего же на такой объект нужно 250 миллионов.
Однако Татарстан — республика довольно религиозная. Журналист 116.RU пообщался с представителями разных конфессий относительно строительства крематория в Казани.
Крайне подробно на эту тему порассуждал иеромонах Роман (Модин), проректор по учебной работе Казанской духовной семинарии.
— Мы воспринимаем это как момент возобновления древнего язычества. В авраамических религиях — христианстве, иудаизме и исламе кремации не существует. В силу, прежде всего, особого отношения к телу человека, которое рассматривается как элемент спасения человеческой души. В христианстве человеческое тело, которое носил на себе Иисус Христос, получило особое значение, — объясняет отец Роман.
По его словам, в христианстве также существует представление о том, что в Судный день будут призваны не только дожившие до него люди, но и усопшие, тела которых будут восстановлены. Поэтому тело в христианстве имеет сакральное значение. Помимо этого, представители религии считают, что за долгие годы жизни тело впитывает в себя энергию, вместилищем которого оно было.
— Поэтому, конечно же, церковь неодобрительно смотрит на возведение крематориев, которые являются в современном общественном мнении чем-то необходимым. Насколько помню, например, в Праге несколько крематориев. Я читал опрос 2019 года, в котором 69% опрошенных в этом городе респондентов объявили себя атеистами. Поэтому, возможно, у них это актуально, — пояснил иеромонах.
Отец Роман считает, что в России высокий процент религиозного населения. Среди них кремация может восприниматься как достаточно радикальный феномен. Например, у мусульман она запрещена по шариату. Поэтому возникает вопрос — для кого крематорий строится, тем более в Татарстане?
— У нас в республике сильны традиционные культуры. Оправдывая себя мнимым расположением небольшой части населения, которая не имеет никаких религиозных потребностей, мы подаем соблазн и для других людей — сомневающихся, колеблющихся, — считает он.
Отец Роман отметил, что сейчас некоторые родственники нарушают волю усопшего, который хотел быть погребенным с молитвами. В традиционной культуре настоящее погребение сопровождается отпеванием в храме, когда вокруг гроба стоят родственники, друзья, которых иногда бывает очень много.
— Это могут быть люди разных вер и национальностей, которых объединила любовь к этому человеку. Попытка тайно, узким кругом, совершить сжигание тела усопшего ничего, кроме сожаления, вызывать не может. Более того, если человек хочет быть погребенным тайно, церковь советует родственникам, если они верующие, нарушить его волю и совершить погребение по христианским правилам. Не потакать его греховной воле, не дать его душе согрешить после смерти и самим не совершить грех, — рассказал иеромонах.
Также представитель церкви рассмотрел вопрос с исторической точки зрения. По его словам, в догматической культуре церкви нет запрета на кремацию, потому что такой обряд попросту не упоминается. Еще в раннем христианстве кремация воспринималась как языческий обычай, и человек не мог даже предположить, что его тело могут сжечь.
— Языческие культуры проникли в Европу через языческую Римскую империю. В XIX–XX веках в Европу попали элементы индуизма и буддизма. И сейчас там много таких общин. Также есть постиндуистские общины, так называемые «секты», у которых сжигание тел стало классическим элементом, — пояснил отец Роман.
Он отметил, что такое «латентное язычество восточного происхождения» не имеет никакого отношения к изначальным традициям. Также оно впоследствии перемешалось с атеизмом и потребительским отношением к культу погребения, даже в экономическом плане.
— Мы все понимаем, что кремация, может, в несколько раз дешевле, чем погребение. Я читал страшную статью, в которой люди рассуждают о том, что в Москве — это реальная альтернатива. В наших условиях погребение даже может быть криминализировано. Погребение человека, получение места на кладбище может находиться в руках не очень чистоплотных людей, — считает иеромонах.
Здесь отец Роман вспомнил случаи, когда к семье усопшего раньше скорой и полиции приезжает похоронный агент. Тело еще не успело остыть, а он уже выставляет счет за свои услуги. И стоят они совсем не дешево. Это и подготовка тела к захоронению, и покупка места на кладбище, и гроб.
— Церковь не может осуждать людей, которые поставлены в такие непростые условия. Но я думаю, что в Казани есть кладбища, на которых можно похоронить усопшего не за такую крупную сумму. Тем не менее церковь никогда не будет препятствовать отпеванию человека, тело которого предлагается кремировать. Даже в том случае, если кремация предполагается, отпевание будет совершено, — гарантирует отец Роман.
Однако иеромонах задался вопросом — можно ли отпевать уже усопший прах? По его словам, на его практике не было таких эпизодов. Отец пояснил, что само отпевание предполагает нахождение тела, вокруг которого должны стоять молящиеся люди.
— Там очень много слов и оборотов, которые подчеркивают, что перед людьми находится тело, а не прах, — добавил он.
Также есть еще вопрос — если все-таки кремация была совершена и было отпевание, то можно ли совершать панихиду в месте, куда увозят прах?
— В отпевании кремированного и молитве сомневаться не приходится. Это живой человек, христианин. Как бы с ним не поступили его родственники, он ни в коем случае не лишается права на посмертную молитву о его душе, — заключил он.
ДУМ РТ ответил на вопросы менее развернуто, но также понятно. Помощник муфтия Татарстана по вопросам погребения Рамиль Мингараев сказал, что оценивать целесообразность строительства крематория не относится к их компетенции. Однако мусульмане выступают против такой процедуры.
— Аллах в Коране, в суре «Та Ха», 55-м аяте, сказал: «Из нее, [земли], Мы создали вас, [вашего праотца Адама], в нее Мы вас вернем, [будете в ней похоронены], и из нее выведем [во время воскрешения] еще раз [так же, как вы были выведены в первый раз]». Поэтому ислам против сжигания, по шариату мы должны хоронить мусульманина в могиле, устроив там ляхет — боковую нишу в могиле со стороны Киблы, куда помещают тело усопшего, — пояснил он.
Как считаете, насколько уместно строить в Казани крематорий?
Напомним, о разработке проекта первого в Татарстане крематория власти серьезно заговорили в феврале 2021 года. По их оценкам, на застройку требовалось 120 миллионов рублей инвестиций. Сдать объект собирались в 2024 году.
Затем прозвучала новая цифра — 250 миллионов рублей. По словам начальника управления по организации ритуальных услуг Казани Марата Ишкина, проект похоронного дома с одной кремационной печью 1,2 тысячи квадратных метров войдет в состав похоронного комплекса «Курган». Вопрос о финансировании отложили на 2023 год.
Но в конце 2022 года инвестора вс` же нашли. В Агентстве инвестиционного развития нам рассказали, что если проект будет успешным, то его будут масштабировать дальше. Упор делается на то, что кремация экологичнее обычного захоронения. Планируется, что проект окупится в течение 7 лет. Проект презентуют главе Татарстана Рустаму Минниханову в начале 2023 года.