Свет, газ, вода... А еще надо заплатить за детский сад, Интернет и телефон. Сколько времени каждый месяц мы тратим на заполнение и оплату квитанций, стоя в очередях? Решить проблему мог бы простой смартфон. О том, как платить за коммуналку, не выходя из дома и почему сфера ЖКХ сторонится мобильного прогресса, читайте в нашем материале.
Банковские онлайн-сервисы: для смелых
Почти у каждого из нас в кармане лежит смартфон, а дома, на работе или в ближайшем кафе есть бесплатный Wi-Fi. Узнавать о переменах погоды, следить за маршрутом автобуса или увидеть на экране фото водителя такси, что повезет тебя домой, – все это для современного человека совершенно обычно. Между тем сферу ЖКХ мобильный прогресс будто и не коснулся... Большинство россиян, как и десять лет назад, ежемесячно находит в почтовом ящике бумажные квитки, собирает их стопкой и отправляется на почту, в ближайшее отделение банка или другой пункт оплаты, чтобы потерять час своей жизни в очереди с такими же недовольными и оторванными от дел владельцами недвижимости.
Лишь единицы согласных на процент с перевода платят онлайн, используя зарплатную или кредитную карту. Одни не нашли своего поставщика коммунальных услуг в списке банка, другие избегают электронных платежей, опасаясь нарваться на хакеров и потерять сбережения.
Плюсы: возможность автоплатежа – деньги будут снимать в указанный день, беспокоя плательщика лишь SMS-сообщением.
Минусы: комиссия, ограниченный список получателей.
Мобильный сканер: столичная привилегия
В систему ЖКХ эту удобную штуку внедрили несколько лет назад. Приложение позволяет оплачивать коммуналку онлайн в любое время суток, даже если ваш банк не подписал соглашения с поставщиком услуги. Для этого не придется вводить длинные номера счетов, путаться в аббревиатурах и названиях организаций. А значит, допустить ошибку в переводе средств тоже будет сложно. Но иметь при себе квитанции все же потребуется. Для оплаты нужно навести камеру смартфона на штрих-код в квитке. Программа проверит подлинность реквизитов и заполнит шаблон для платежа банковской карты. Оплатить счет можно картой Visa или Mastercard любого российского банка. В ответ на электронную почту плательщик получает квитанцию об оплате, что тоже удобно – если возникнут вопросы по платежу, не придется запрашивать у банка историю расходов.
Единственный, но очень серьезный минус программы – доступна она пока только москвичам. Разработчики еще в 2014 году обещали распространить коммунальный сканер на другие регионы, но пока этого не произошло.
Плюсы: оплата всех квитанций разом.
Минус: работает не во всех регионах РФ, не показывает состояние коммунального счета.
Передача показаний: автономно или за деньги
Вместе со счетчиками потребления воды у владельцев квартир стало одной головной болью больше. Передача показаний раз в месяц только кажется мелочью, на деле же некоторые поставщики принимают цифры в определенные дни. На форумах многие жалуются, что пропускают этот срок и в итоге по полгода платят по нормативу. Для забывчивых и занятых тоже придумали мобильные приложения. Бесплатные, например, работают по принципу блокнота. Собственник заносит показания счетчика в графу определенного месяца, но дальше эти цифры не уходят. Пользователю все так же придется найти компьютер или планшет с доступом в Интернет и через специальный сайт ввести данные. Мобильные приложения, которые согласны сделать это за вас, уже будут стоить денег. Подписка – от 1$ в месяц. За абонентскую плату, к слову, пользователю предоставят напоминалку, которая в заданный день просигнализирует о необходимости проведать счетчик. Есть и встроенный фонарик для облегчения поиска цифр в темноте санузла.
Плюс: показания расхода ресурсов всегда под рукой.
Минус: бесплатная версия не передает данные поставщику.
Мобильный консьерж: УК в телефоне
Это тот же консьерж, что сидит за стеклом при входе в подъезд, разгадывает кроссворды и бурчит по поводу ваших гостей в грязной обуви. Только полезный и всегда в кармане. Приложение включает несколько функций. Прежде всего, это передача данных со счетчиков в режиме онлайн – то, чего так не хватает бесплатным приложениям из предыдущего пункта. Второе – возможность получить информацию о проводимых в доме работах – ремонтных, аварийных или плановых на сетях. Кроме того, в базе системы содержатся все телефоны, которые могут потребоваться жильцам: от сантехника до стоматолога. Здесь можно узнать, к какому почтовому отделению, детскому саду или поликлинике относится ваш дом. Система может оповещать зарегистрированных в ней жильцов о проведении общий собраний, плановых и аварийных отключениях воды или электроэнергии.
В Европе подобные мобильные программы оснащены и возможностью проведения собраний собственников жилья в режиме онлайн. Через телефон они дают свою оценку качеству обслуживания и согласие на проведение ремонтных или любых других работ. Система считает голоса и выдает итог.
Но есть одно и большое но. Подобные приложения разрабатываются, как правило, под конкретный дом или жилой комплекс. То есть для внедрения системы проявить инициативу, а также оплатить разработку программы придется управляющей компании или товариществу собственников жилья. В жилых комплексах повышенной комфортности (бизнес-класс и выше) такая практика есть. У среднестатистических УК и небольших ТСЖ на это зачастую нет средств.
Плюс: решение коммунальных вопросов одной кнопкой в телефоне.
Минус: зависимость от управляющей компании.
Гаджеты помогают экономить
Современный телефон не только помогает оплатить коммуналку, не выходя из дома, но и уменьшить ежемесячный платеж. Светильниками, которые отключаются при выходе человека из комнаты, уже никого не удивишь. Как и смесителем с сенсорным датчиком, что реагирует на поднесенные к нему руки, чем существенно экономит расход воды. Разработчики, жаль, что пока только иностранные, пошли дальше. Например, придумали гаджет, подключаемый к сетевому фильтру, от которого работают электроприборы. Он контролирует потребление энергии и передает данные на экран смартфона. По ним можно легко узнать, какой из приборов потребляет больше всего энергии, чтобы заменить его или пользоваться реже. Кроме того, встроенный датчик движения этого гаджета позволяет обесточить своих соседей по фильтру, если хозяева покинули квартиру. Вернулись – умное приспособление включает все обратно. Утверждают, что это сокращает плату за свет на 10% – столько электроэнергии потребляет «спящий» режим и выключенные приборы с вилкой в розетке.
Для тех, кто часто забывает выключить перед выходом из дома утюг, придумали беспроводные розетки. Это адаптер, который помещается между вилкой электроприбора и обычной розеткой. Данные о подключенных к сети устройствах гаджет также передает на телефон. Мобильное приложение позволяет не только контролировать приборы, но и управлять ими. За полчаса до прихода с работы включить обогреватель и мультиварку с ужином и зайти в уже теплую квартиру с приготовленной едой – удобно и экономично!
Плюс: экономия коммунальных ресурсов от 10%.
Минус: высокая цена самого гаджета – от 50$.
Фото: Фото с сайта Shutterstock.com