Депутат Госсовета Татарстана Азат Хамаев раскритиковал Рамзана Кадырова, его сына, избившего задержанного, а потом, само собой, извинился. На арену пришлось даже выйти главе Татарстана Рустаму Минниханову. А что, собственно, произошло?
Редакция 116.RU публикует разбор этой истории.
«В каком правовом поле мы сегодня живем?»
В четверг, 19 октября, в Госсовете Татарстана прошло очередное заседание. Если это важно — 48-е по счету. Всё внимание было к нему приковано из-за одного вопроса, который депутаты должны были поднять: лишение мандата одного из своих членов. Речь про Рустама Хасанова, которого в середине сентября поймали с 1,88 мефедрона в промзоне Казани.
Но более интересной оказалась дискуссия депутатов вокруг проекта республиканского закона «О патриотическом воспитании граждан в Республике Татарстан». Да, скандал с депутатом начался именно с темы патриотического воспитания.
После короткого выступления спикера с проектом этого закона, в числе прочих слово взял Азат Хамаев. Для начала он сказал, что воспитывать патриотизм — важно. Но как это нужно делать? И перед тем как высказать замечания по поводу представленного закона, он сказал следующее:
— В каком правовом поле мы сегодня живем? Вот пример вопроса, на который нужны отдельные ответы. Наш глава субъекта Российской Федерации за избиение человека присваивает звание Героя своему сыну. Дальше развивая эту свою идею, говорит, что он герой всех мусульман. Кто может ответить?
Ответа депутату, конечно, никто не дал. Более того, после этих слов в зале повисла неловкая тишина. Хамаев осекся и начал говорить уже по существу: что не так с законом о патриотическом воспитании. Например, Хамаев раскритиковал пункт, где говорилось, что гражданам нужно прививать уважение и гордость за госсимволы. Депутат настаивает: гордость и уважение к стране нужно прививать, а не к символам. И, собственно, высказав несколько замечаний по закону, Хамаев удалился с трибуны.
Кто такой Хамаев?
Член партии «Единая Россия», депутат со стажем. В 1995–1999-х сидел в Госдуме, потом 2 срока подряд — до 2009 года — в Госсовете. Параллельно занимался бизнесом и приближался к власти. С 2004 года четыре года он был гендиректором ОАО «Татхимфармпрепараты». В 2008 году стал первым заместителем министра земельных и имущественных отношений Татарстана. С 2009 года Хамаев на протяжении 10 лет был министром земельных и имущественных отношений Татарстана.
Ну а с 2019 года — просто депутат Госсовета. При нынешнем созыве Азат Хамаев занимается вопросами экологии, природопользования, агропромышленной и продовольственной политики. Заслуженный работник сельского хозяйства Татарстана.
Что куда более интересно: Азат Хамаев — племянник первого президента Татарстана Минтимера Шаймиева. Депутат — сын сестры Шаймиева Марзии.
«С уважением относимся к братскому чеченскому народу»
И всё было спокойно ровно до того момента, как федеральные телеграм-каналы не стали тиражировать выступление Хамаева. Пока в Госсовете царил хаос, слово взял глава Татарстана Рустам Минниханов. Его пресс-служба через республиканский госхолдинг опубликовала следующее:
— В Татарстане всегда с уважением относятся к братскому чеченскому народу и тем усилиям, которые приложил первый президент Чечни, Герой России Ахмат-Хаджи Кадыров и действующий глава Рамзан Ахматович для установления мира в регионе и сохранении целостности страны. Высказывание депутата Госсовета Азата Хамаева является исключительно его личным мнением и не имеет никакого отношения к позиции мусульман республики.
«Приношу свои извинения»
Долго ждать извинений, как это обычно бывает (если вы понимаете, о чем мы), не пришлось. Через все тот же республиканский госхолдинг Азат Хамаев извинился за «эмоциональное высказывание».
— Выступая на заседании Госсовета республики, высказал сугубо личное мнение, которое не было поддержано моими коллегами. Приношу свои извинения за свое эмоциональное высказывание, которое может навредить взаимоотношениям между братскими народами.
Видеотрансляция заседания, которую обычно Госсовет публикует в своих соцсетях, исчезла.
«Побил и правильно сделал»
А с чего всё началось? С Рамзана Кадырова. 25 сентября в своем телеграм-канале он опубликовал видео, на котором его сын Адам избивает обвиняемого в сожжении Корана Никиту Журавеля.
Публикацию глава Чечни сопровождает объяснением. Говорит:
— Побил и правильно сделал. Более того, я считаю, что посягнувший на любое Священное Писание, в том числе демонстративно сжигающий его, оскорбивший этим десятки миллионов граждан нашей большой страны, должен понести суровое наказание. <...> Без преувеличения, да, я горжусь поступком Адама. Его всегда отличало желание расти не среди сверстников, а среди более старших, благодаря чему у него формируются взрослые идеалы чести, достоинства и защиты своей религии. Уважаю его выбор.
Спустя пару недель Кадыров присвоил сыну высшее звание региона — Герой Чеченской Республики. За «активную общественную деятельность, значительный вклад в развитие молодежной политики и духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения».
«Недопустимо»
Но Хамаев не первый в республике, кто высказал критику из-за ситуации с Никитой Журавелем.
Известный в Казани и за ее пределами адвокат Руслан Нагиев высказался дважды. В первый раз, когда в Сети только появилось видео избиения, — в августе.
— А я считаю, что категорически недопустимо бить арестованных людей, какое бы преступление они ни совершили. Только наказание в рамках вступившего в законную силу приговора суда, — писал Нагиев летом.
После того, как Кадыров подтвердил подлинность записи, адвокат сделал еще одну публикацию:
— Остаюсь при своем мнении.
Депутат Казанской городской думы Алексей Серов тоже отреагировал. Он опубликовал промежуточные результаты опроса, который провел телеканал «Грозный». Журналисты спросили подписчиков в телеграм-канале, поддерживают ли они действия Кадырова-младшего. В самом начале голосования лишь 6% одобрили его поведение, 94% были против.
— Еще теплятся очаги правовой культуры, — подписал Серов.
Федеральные спикеры тоже немногословно высказываются об избиении Адамом Кадыровым. Некоторые начинают с того, что есть принципы правового государства и что избиение — неприемлемое наказание, но потом смещают акцент на деяние самого Журавеля. Вице-спикер Госдумы Владислав Даванков заявил, что самосуд недопустим и что это «очень плохой пример для молодежи». Журналистка Ксения Собчак назвала избиение «неуважением к законам нашей страны» и направила запросы в МВД и следком. Депутат Госдумы Адам Делимханов сказал, что его племянник «совершенно справедливо избил» арестованного. Правозащитница Ева Меркачева призвала вывезти Журавеля из Чечни.
Напомним, парня задержали 20 мая в Волгограде из-за видео с сожжением Корана. Его арестовали по делу об «оскорблении чувств верующих», а затем решили перевезти в СИЗО в Чечню по «многочисленным обращениям» местных жителей. У адвокатов и правозащитников возникло много вопросов: на каком основании волгоградское дело перевели в Чечню и как сторонние лица попали в изолятор.