Австралия ввела санкции против генерального директора «Вертолеты России», уроженца Казани Николая Колесова. Об этом сообщил МИД страны. Вспоминаем, чем он прославился (спойлер: коррупционными скандалами и связями с Ростехом).
Колесов попал в черный список как глава «крупнейшего в России производителя военных вертолетов». Сама компания тоже оказалась под санкциями. Напомним, Колесов возглавляет холдинг, относящийся к Ростеху, с ноября 2021 года. В структуру входит в том числе Казанский вертолетный завод (КВЗ).
Помимо Колесова, Австралия наложила ограничения на вице-премьеров России Андрея Белоусова и Дмитрия Чернышенко, омбудсмена Татьяну Москалькову, на «высокопоставленный военный персонал в Белоруссии». Всего в списке оказались 35 предприятий и 10 человек.
А теперь о татарстанском прошлом Колесова. 66-летний гендир родился в Казани в семье рабочих. Он начинал карьеру с работы регулировщиком на Казанском заводе электронно-вычислительных машин, а в 90-е возглавил завод «Элекон». Это казанское предприятие, ведущее историю с 1939 года, считается ведущим разработчиком и производителем электрических соединителей в России. Колесов руководил «Элеконом» 10 лет, и ему до сих пор приписывают контроль над заводом. С 2019 года он еще и председательствует в совете директоров.
АО «Завод Элекон» образовано в 1999 году в Казани. Крупнейшие акционеры завода — ЗАО «Риверпарк», ЗАО «Ингрупп», ЗАО «Канфинанс», которым принадлежит по 21,7%. В 2019 году выручка предприятия составила 6 млрд, прибыль — 1,6 млрд. Это самые свежие данные. Генеральный директор «Элекона» — Павел Коротченко, который также некогда возглавлял компании «Кан-Авто», принадлежащие сыну Колесова Александра.
В 2007–2008 годах казанца «отправили» в Амурскую область губернатором. Колесов должен был разгрести коррупционные схемы, которые оставил за собой предыдущий глава. Но, как писало тогда РИА Новости, Колесов «не смог исправить ситуацию и даже усугубил ее». Его соратники, прибывшие с ним в Благовещенск из Казани, стали фигурантами уголовных дел. Также Колесов запомнился жителям Приамурья затратами на ремонт кабинета: они оценивались в 100–150 млн рублей. Местные коммунисты требовали его отставки. В конце концов татарстанца уволили с формулировкой «по собственному желанию».
Уже тогда Колесова называли человеком Сергея Чемезова, поэтому было неудивительно, что он стал во главе КРЭТ, входящего в Ростех. Это концерн, который включает десятки производства радиоэлектронной продукции. Колесов работал там, пока не перешел в «вертолетную» структуру госкорпорации. Весной 2023 года Великобритания и Украина тоже объявили санкции против казанца.
Кстати, его сына — Александра Колесова — в Татарстане тоже знают. Он владеет сетью автосалонов «Кан-Авто». Колесов-младший тоже был гендиректором «Элекона».
Но мы знаем случаи, когда санкции не мешают семьям власть имущих отдыхать в Европе. Например, дочь и сын депутата Госдумы от Татарстана Ирека Богуславского регулярно публикуют фотографии из-за границы, хотя папа находится в черных списках. А сын даже участвует в автогонках, правда, не под российским флагом.