В Казани под частичную мобилизацию попали 8 сотрудников крупного предприятия «Транснефть-Прикамье». Все они, как рассказывают 116.RU родные мужчин, имели бронь от компании, но их всё равно призвали для участия в СВО. Всё, что им осталось — подать в суд на военный комиссариат. Мы пообщались с юристом Лейсен Овчинниковой, которая представляет интересы мобилизованных мужчин в суде.
— Бронь у них была согласована 7 октября и утверждена территориальной комиссией по бронированию. Все списки были согласованы в установленном порядке, вся процедура прошла по закону. И, соответственно, ребята считали, что у них не будет проблем с мобилизацией. В итоге 24 октября им на работу приносят повестки. Они решают, что это недоразумение и вместе с начальником мобилизационной службы предприятия они выезжают в военкомат. Поехали они туда, чтобы решить все эти недоразумения, а обратно уже никто не вышел, — рассказывает Овчинникова.
В военкомате мужчинам сказали, что никакой брони у них нет и они подлежат мобилизации. Забрали их в этот же день, уточняет юрист. Они сразу начали писать во всевозможные инстанции и обратились к Овчинниковой.
— Вместе с ними мы составили исковые заявления и вышли в суд. Все заседания проходят в закрытом режиме, поэтому разглашать сведения, которые мне стали известны, я права не имею. Единственное, что могу сказать, так это то, что все документы со стороны АО «Транснефть-Прикамье» были представлены в надлежащем виде, бронь мужчин прошла все законные согласования. И в данном случае каких-либо претензий со стороны военкомата быть не должно, — сказала юрист.
По словам нашей собеседницы, на одном из заседаний прокурор заявил, что бронь нефтяников считается недействительной на весь период мобилизации. Они ссылаются на пункт 59 инструкции № 664, где говорится, что бронирование граждан невозможно, если только они не сделали бронь в мирное время. Овчинникова объясняет: прокуратура не учитывает, что в стране сейчас и так мирное время, никто режим военного положения не вводил, потому как оно вводится исключительно федеральным законом, военное положение и военное время — это разные понятия. Инструкция — это внутренний межведомственный документ, который носит рекомендательный характер и не может ставиться выше федеральных законов, это общеизвестное определение. А федеральные законы не содержат запретов на бронирование как до объявления мобилизации, так и после ее объявления.
— Их даже не смущает, что это не полная мобилизация, а лишь частичная. Всё это мы им объясняли в суде. И сама эта инструкция распространяется на военное время. Более того, 31-й федеральный закон о мобилизационной подготовке не содержит ограничений по бронированию. В статье 24 сказано, что какие-либо ограничения могут вводиться только федеральным законодательством и постановлением РФ. Каких-либо постановлений, ограничивающих бронирование, в настоящее время не принято. И лишать мужчин права на отсрочку — это правовой беспредел, узаконенный судами, — объяснила Лейсен Овчинникова.
Она добавила, что мужчины сейчас находятся на военном полигоне в Казани. Но все они имеют проблемы со здоровьем и находятся в казанских больницах на лечении.
— На данный момент Советский суд не принял наши аргументы и не счел нужным следовать федеральным законам, предписывающим нормы, а ограничился пунктом 59 инструкции № 664 от 2015 года, который говорит, что бронирование на период мобилизации прекращается. При этом юрист республиканского военкомата придерживается мнения, что все, кто был забронирован после объявления частичной мобилизации, не имеют законных оснований для получения брони. Но все должности мужчин были забронированы заранее, — говорит наша собеседница.
Овчинникова рассказала, что уже прошло пять судебных заседаний. По всем в удовлетворении исковых требований было отказано. И это несмотря на то, что на суде представителям прокуратуры и военкомата объяснили: под мобилизацию попал ведущий состав предприятия. Это парализовало работу целого отдела, объясняет юрист. А ведь мужчины являются ключевыми сотрудниками и задействованы в выполнении госзаказа. В заключении Овчинникова сказала, что она готова вместе с мобилизованными нефтяниками продолжать борьбу и в Верховном суде Татарстана, и в Кассационном суде в Самаре.
Ранее мы рассказывали, что в Казани под мобилизацию попали работники ПАО «Казаньоргсинтез» с отсрочкой. Уже долгое время их жены пытаются добиться того, чтобы мужей отпустили домой. Но пока всё безуспешно, военкомат просто игнорирует их просьбы.