Вспоминая громкую историю про 20-летних дагестанок Айшат и Патимат, которых три года назад вывезли в кризисный центр в Татарстане ради спасения от насилия в семье, а затем они бесследно пропали, мы обратились за комментарием к правозащитнице группы «Марем» Светлане Анохиной. Именно она помогала вывозить девушек из Дагестана в 2021 году.
Для Анохиной информация о том, что Айшат и Патимат, с которыми удалось связаться нашему корреспонденту, живы и здоровы, оказалась неожиданной. Она легко вспомнила историю трехлетней давности, которая и для ее команды стала настоящим потрясением.
— Там всё было не так просто. Я им отказывала около года, мы переписывались с ними, они просили помощи. Я выслушала их историю, мы разрабатывали план, как их оттуда вытаскивать, бежать они собирались вдвоем, если бы мы вывезли только одну, у второй бы были серьезные проблемы, — пояснила Анохина.
По словам Светланы, девушкам долго отказывали, потому что они казались совершенно неприспособленными к жизни. Как она утверждает, их растили в совершенной изоляции, одну забрали домой после первого класса школы, и она училась в чем-то вроде медресе.
— Они не представляли, как устроен мир, как вызвать такси, они не были готовы к побегу. Но целый год они обновляли свое обращение. По первому звонку мы никого не вывозим, разве что если речь идет о физической расправе. Мы собирали информацию, обе были замужем, обеих мужья унижали, было сексуализированное насилие в браке, разводиться семьи не позволяли, — говорит правозащитница.
По словам Светланы, девушки хотели уехать куда-нибудь в мусульманский регион, поэтому выбор пал на Татарстан. Правозащитницы заранее договорились с «Маминым домом», девушки подписали договор, ребенку должны были обеспечить детский сад, девушкам помочь с работой. То, что дагестанок нашли, стало для «Марем» настоящим шоком.
— Потом я уже получила информацию, месяца через два примерно, что никто их не нашел, а они сами вышли на связь с родственниками и рассказали, где они. Их очень разочаровала обстановка, в «Мамином доме» шел ремонт, а это были девочки из очень обеспеченных семей. Их чморили, притесняли, били, ни в грош не ставили, но у них были телефоны последних моделей. Помню, когда сказала им, что нужно сменить телефоны, потому что со своими они бежать не могут, их найдут, они тут же сходили в магазин и взяли новые по 50 тысяч. Они поняли, что им придется жить в совсем других условиях. Может, на это наложился откат, чувство вины, страх. Я не могу с уверенностью сказать, что всё обстояло именно так, но, по информации, которую до меня донесли, они сами позвонили семье. Родственники позвонили дагестанской диаспоре в Казани, и казанцы уже за ними побежали, — говорит Светлана Анохина.
Правозащитница не сомневается в том, что девушек могли увести настоящие сотрудники полиции — по ее словам, «Марем» сталкивается с этим сплошь и рядом.
По мнению Анохиной, ситуация с правами женщин не только на Кавказе, но и вообще в России за последние три года стала только хуже. И хотя историю с Айшат и Патимат в 2021 году участники «Марем» сейчас считают абсолютно рядовой, три года назад она здорово их подкосила.
— Со мной разговаривал отец одной из девушек позже, он показался даже адекватным. С другим мы лично не беседовали, но он кому-то комментировал побег девушек и пообещал мне выколоть глазки. Я не люблю, когда мне выкалывают глазки, — говорит Анохина.
Напомним, ранее мы писали о том, что кризисный центр «Мамин дом», в котором дагестанки должны были начать новую жизнь и из которого они в итоге пропали, больше не существует.
Всё самое интересное публикуем в телеграм-канале 116.RU. Подписывайтесь!