Правительство РФ подготовило отрицательное заключение на поправки в закон «Об автогражданской ответственности», предлагающие приравнять полис ОСАГО к доверенности на управление автомобилем. Идея была в том, чтобы избавить водителя от лишних бумаг.
Авторы проекта, депутаты Госдумы от ЛДПР Игорь Лебедев и Сергей Иванов, предложили внести поправки, согласно которым водитель обязан иметь с собой всего три документа при управлении машиной. Это водительские права, техпаспорт и полис ОСАГО, в котором указаны лица, допущенные к управлению машиной. Депутаты считают, что полиса ОСАГО достаточно для определения круга лиц, которые могут управлять данным транспортным средством, поэтому при его наличии никакой доверенности не требуется. При этом, если водитель не является владельцем и страхователем, то доверенность все равно не нужна – ее заменит полис ОСАГО.
Однако вчера правительство распространило официальный отзыв на проект федерального закона №242295-5 «О внесении изменения в статью 15 Федерального закона "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств"», в котором черным по белому написано, что страховой полис не может заменить доверенность на право управления транспортным средством.
Получается, что страховой полис для наших властей и не документ вовсе? Как же тогда живут люди за границей? Человек без полиса сразу попадает под подозрение о неблагонадежности. Полис там заменяет даже удостоверение личности и паспорт.
«Полис ОСАГО – достаточно солидный документ, чтобы ему доверять, – согласился президент Общества защиты прав водителей Игорь Юдин. – На мой взгляд, этого документа вполне достаточно, чтобы человек вполне официально мог управлять чужим автомобилем. Тем более если он вписан в полис ОСАГО».
Но есть у доверенности другие функции: она нужна при прохождении техосмотра, заключении договора страхования и выезде за границу. Самое важное – это документ, удостоверяющий право на управление авто в случае, если в полисе к управлению автомобилем допущен неограниченный круг лиц.
Как объяснил Юдин, излишняя документация, которую требуют власти, связана с тем, что в России слишком большое количество автоугонов. Потому прежде всего надо решать эту проблему. Кроме того, правительство выступило против отмены доверенности, поскольку в законе об ОСАГО прописано: владельцем авто признается собственник транспортного средства, а также лицо, владеющее им на правах хозяйственного ведения или праве оперативного управления.
Президент Коллегии правовой защиты Виктор Травин так высказался по этому вопросу: «Никому даже в голову не приходит, что Россия осталась, видимо, единственной страной, в которой доверие государства к сидящим за рулем должно подкрепляться доверенностью. Между тем старожилы советских дорог помнят, что во времена застоя просроченная доверенность была поводом лишь для предупреждения или штрафа. О вышвыривании водителя из-за баранки по причине утратившей силу или вовсе отсутствующей доверенности «ветераны дорожного движения» даже не слыхивали. Это, по сути своей, был механизм почти европейских стандартов. Почти 30 лет назад мы стояли почти у порога мировой практики передавать в пользование свое имущество без нотариальных грамот. Вообще не очень понятно, почему правила дорожного движения дают инспектору ДПС право совать свой нос в гражданские отношения между собственником автомобиля и лицом, которому доверено порулить. Ведь полномочия, передаваемые одним гражданином другому в части владения, пользования и распоряжения автомобилем (квартирой, пылесосом, штанами), относятся исключительно к категории гражданских правоотношений. И к безопасности дорожного движения абсолютно никакого отношения не имеют! Ну и в самом деле: может ли повлиять на уровень аварийности форма вашей с тестем договоренности – заключенная в письменном виде, в нотариальном исполнении или в устном («Я тебе даю на весь день машину, а ты мне за это помоешь ее и заправишь»)?»
«Я полагаю, замена доверенности полисом ОСАГО – идея изначально не совсем адекватная, – объясняет генеральный директор ООО «СБ "ЧерновЪ и Партнеры"» Александр Чернов. – Эти документы несут в себе различные функции. По доверенности собственник автомобиля может передать другому лицу самые разные права и обязанности, тогда как в полис ОСАГО поименно водители вписываются по большому счету только с одной целью – зафиксировать возраст и стаж водителей и на основании этого определить степень риска по гражданской ответственности для страховой компании. А у доверенности, как я уже сказал, свои функции. Ее как раз и может выдавать собственник, если у него возникло желание передать автомобиль другому водителю. Сейчас же ситуация такова, что при необходимости посадить за руль другого водителя собственник вынужден либо ехать в страховую компанию, либо нарушать закон – доверять управление автомобилем лицу, не вписанному в полис».
Действительно, если призадуматься, то получается, что дело даже не в том, что правительственные чиновники считают страховой полис никчемной бумажкой, а в том, что ни государство, ни тем более «органы» ни в какую не хотят доверять своим гражданам. Вот и приходится удивлять мировую общественность: доказывать свое право на доверие.