Управление по делам президента в ближайшее время потратит полмиллиарда рублей на обновление автомобилей для федеральных чиновников. Закупка проводится через открытый аукцион.
Планируется приобрести 40 длиннобазных BMW 750iL стоимостью 4,9 миллиона рублей каждый, 50 бизнес-классников BMW 525i по 2,1 миллиона за штуку, 50 всеволжских Ford Mondeo в неплохих комплектациях (миллион каждый), 22 Ford Transit (более миллиона каждый), а также 20 автобусов Hyundai (6,5 миллиона каждый). Итого – 502 миллиона рублей, причем, если бы не кризис, сумма составила бы 630 миллионов.
Во властных структурах существует иерархия служебных автомобилей, отражающая иерархию самой власти. Длиннобазные «семерки» положены федеральным министрам, помощникам президента и начальникам управлений Кремля. Заместителям министров – «пятерки» BMW или Ford Mondeo. Последние также пойдут фельдъегерской службе. Автобусы Ford Transit и Hyundai «собственников» не имеют и используются по требованию.
Новые русские
Понятие «отечественный автомобиль» приобрело весьма расплывчатые очертания, чем пользуются политтехнологи и пиарщики. Lada и UAZ – вот однозначно отечественные машины, разработанные в России (СССР) и здесь же производимые. Но можно ли отнести к отечественным автомобилям Renault Logan, кузова для которых штампуются на ЗИЛе, а силой агрегат приходит из Румынии? С точки зрения экономики – в принципе, да; с точки зрения имиджа – 50:50; с точки зрения конструкции – нет. А Ford Focus, чьи кузовные панели делаются не в России, но здесь свариваются? А Skoda Octavia, которая ввозится в виде SKD-комплекта с собранным кузовом? Наверное, это все-таки иномарка. Калининградские BMW (3, 5, X5, X6) собирают на «Автоторе» мелкоузловым способом – кузова приходят в сваренном и окрашенном виде. Получается промежуточный вариант между калужской Skoda и всеволжским Ford, и, учитывая невысокую степень локализации, считать BMW отечественной машиной все же некорректно – львиная доля выручки уплывает за границу. И если власть хочет поддержать «Автотор», правильнее было бы сесть на Chevrolet Lacetti, для которого локализация существенно выше, чем для BMW.
Пресс-секретарь управления по делам президента Виктор Хреков сообщил, что в среднем срок замены автомобилей в парке властных структур – три-четыре года, и сейчас идет плановое обновление. Чиновники наматывают километраж не хуже дальнобойщиков, так что даже немецкую машину иногда урабатывают чуть ли не до капремонта. Необходимость сравнительно частой замены Виктор Хреков объясняет экономией на ремонтах.
Утверждение во многом спорное, поскольку именно за первые три-четыре года автомобиль теряет в цене наиболее интенсивно и при нещадной эксплуатации утрата стоимости может достигать 50-60%. То есть BMW 750i, купленный за пять миллионов, можно продать за 2-2,5 миллиона. Поэтому ради экономии все-таки выгоднее «донашивать» подержанные автомобили, чем добивать половину их стоимости при покупке новых. Скорее, тут работает другая логика: не барское это дело на бэушных машинах ездить.
Почему отданы предпочтения именно BMW и Ford? На это есть две причины. Во-первых, перед управлением делами президента стоит задача унификации автопарка ради упрощения технического обслуживания и ремонта. И коли с приходом Владимира Путина «топы» пересели с Audi на BMW, так эта традиция и поддерживается. А во-вторых, уже несколько лет администрация ведет борьбу за обрусение автопарка, и Ford Mondeo с калининградскими BMW пятой серии подходят как нельзя лучше. В конце прошлого года после большой шумихи по поводу пересадки власти на отечественные машины Виктор Хреков спокойно заметил, что в высших эшелонах давно ездят на своём, родном: на BMW, «Фордах» и «Волгах».
Из патриотичной концепции несколько выбиваются сделанные в Германии BMW 750iL, да еще «пятерки» специфической комплектации, которые на «Автоторе» не собираются. Но это, якобы, лишь исключение, подтверждающее железобетонное правило: иномаркам — ни-ни.
Общие расходы на транспорт службы управления делами президента больше, чем, например, объем средств, выделенный на помощь всему российскому авторынку в виде субсидированных кредитов. Напомним, что на эти цели правительство направило два миллиарда рублей, из которых один миллиард перенесен на следующий год. На автопарк администрации в 2008 году было потрачено 5,4 миллиарда рублей, в этом – 2,7 миллиарда.
Не все считают, что необходимость менять машины вообще имеет место. Представитель фракции КПРФ Валерий Рашкин заявил газете «Коммерсантъ», что у властных структур машин достаточно на 10-15 лет вперед, и что их больше, чем депутатов и членов правительства вместе взятых.
Кстати, идея фикс использовать отечественную машину популярна у лидеров ряда стран. Николя Саркози ездит на Peugeot 607, Барак Обама – на стретче Cadillac, Ангелу Меркель видят в разных машинах, но в основном немецких – Volkswagen Phaeton, BMW 7, Audi A8. «Придворный» гараж королевы Елизаветы II также разнообразен: здесь есть Rolls-Royce, Daimler (не путать с немецкой компанией Daimler AG, выпускающей Mercedes-Benz), Bentley, Jaguar и Vauxhall, плюс иноземец Volkswagen Phaeton. Как видите, во всех случаях речь идет не только о машине отечественной сборки, но в большей степени о родной марке. Другое дело, что перечисленные государства имеют развитый автопром и отечественные премиум-бренды. Лидеры менее «автомобильных» держав вынуждены ездить на иномарках.
Вот и президент России Дмитрий Медведев использует бронированный Mercedes S600 Pullman Guard стоимостью порядка 40 миллионов рублей. Причем это не автомобиль Путина: «Пульман» Медведева построен на платформе более «свежего» S-класса. Личной машины у президента России нет, хотя его супруга владеет Volkswagen Golf 1999 года выпуска.
Фото: Фото с сайта Аutoreview.ru