ГИБДД МВД России опубликовало новую методику приема экзамена на водительские права, которую можно назвать революционной. Правда, революционна она не столько для курсантов, сколько для автошкол, ведь наиболее радикальное изменение – обязательное наличие автоматизированных автодромов и средств видеофиксации сдачи экзамена. Новый подход потребует миллионных инвестиций от автошкол, что может существенно сократить их «поголовье».
Но немало нововведений и для курсантов, например, увеличение до 12 числа фигур на автодроме.
Новая методика начинает действовать с ноября 2011 года, однако в документе указана возможность досрочного применения, поэтому не исключено, что ее внедрят гораздо раньше.
Теория
Для успешной сдачи теоретической части необходимо правильно ответить на все 20 вопросов, однако если допущено не более одной ошибки в не более чем двух тематических группах, даются дополнительные 5 или 10 вопросов из соответствующих групп, на которые нужно ответить уже без осечек. К примеру, если вы допустили ошибку в вопросе про проезд перекрестов, то получите штрафные пять вопросов на эту же тему и пять минут времени.
Экзамен проводится «методом программного контроля с использованием соответствующей автоматизированной системы», проще говоря, на компьютере.
Экзамен с «автоматом»
Новая методика разрешает сдавать экзамен на автомобилях с автоматической коробкой передач, однако не исключено, что в правах будет соответствующая отметка, разрешающая человеку водить автомобили только с «автоматами».
Новые категории
Для вождения автомобиля с прицепом после основного экзамена необходимо сдать еще один практический на категорию BE, CE или DE (легковые автомобили, грузовые или автобусы). Он включает шесть фигур на автодроме и выезд в город.
Автоматизация процесса
Основной целью новой методики является исключение влияния человеческого фактора на результаты экзамена, что подразумевает несколько моментов. Во-первых, автодромы должны быть автоматизированы, то есть любые ошибки курсанта – выезд за стоп-линию, неправильный разворот и так далее – должны фиксироваться датчиками, данные с которых передаются из автомобиля в диспетчерский центр.
Во-вторых, все автомобили должны быть оборудованы камерами видеонаблюдения, микрофонами и датчиками, которые фиксируют дорожную обстановку, действия сдающего и экзаменатора, а также другие существенные параметры автомобиля (например, нажатие на педаль тормоза и скорость).
Вся информация с систем видео- и аудиофиксации хранится в базе данных ГИБДД в течение года и используется в случае оспаривания результатов экзаменов.
Автодром
Количество фигур для категории В возросло до 12. Это «Старт», «Остановка и начало движения на подъеме», «Проезд пешеходного перехода», «Повороты на 90 градусов», «Змейка», «Разворот и парковка», «Параллельная парковка задним ходом», «Проезд регулируемого перекрестка», «Проезд нерегулируемого железнодорожного переезда», «Полоса разгона», «Аварийная остановка», «Финиш».
Наиболее сложные фигуры, судя по всему, – это параллельная парковка и разворот с парковкой. В последнем случае курсант должен проехать небольшой Т-образный перекресток по прямой, затем сдать задним ходом в «аппендикс» и вырулить в обратном направлении – ситуация имитирует разворот на тесной парковке.
Экзамен считается сданным, если кандидат набрал не более 20 штрафных баллов. К примеру, за наезд колесом на контрольную линию при парковочных маневрах начисляется пять баллов, за откат на горке более чем на 30 см – 10 баллов, за пересечение линии «Стоп» при запрещающем сигнале светофора – несдача. Учитывая изобилие фигур, для успешной сдачи нужно управлять автомобилем достаточно уверенно (плюс иногда учитывать особенности работы датчиков).
«Изменения требований при прохождении экзаменационных тестов, я считаю вполне оправданной необходимостью, – говорит начальник школы РОСТО Владимир Манзюк. – Вы посмотрите сводки ДТП, сколько народу гибнет на дорогах. Если сравнить с Европой, то разница колоссальная. Культура вождения там и здесь разнится кардинально. Поэтом, я думаю, кроме усиления требований к сдаче экзамена, нужно еще изменить сам процесс обучения, прививать культуру вождения, чтобы участники движения проявляли больше уважения друг к другу. А вот изменения требований к технической стороне дела, я считаю излишней. Кому понравится, что все его действия снимают на камеру? Да и все эти датчики, не самое надежное средство от ошибок. Кроме того, с точки зрения финансирования, не в каждом городе получится создать такой автодром, который отвечал бы всем требованиям. Думаю, что автошколам придется создавать объединения и выживут при этом только самые крупные и обеспеченные, а мелкие отсеются. В принципе, это правильно, обучать надо качественно. По поводу стоимости обучения могу сказать, что монополии туту не будет, и цены если и повысятся, то не намного. Если сейчас стоимость обучения составляет 18 тысяч рублей, то после повышения будет 20-22 тысячи».
Город
Экзамен считается сданным, если кандидат набрал не более 20 штрафных баллов. При этом пять баллов начисляются, к примеру, за непристегнутый ремень безопасности, движение с необоснованно низкой скоростью, резкое торможение без нужды, выбор скорости без учета метеорологических условий. 10 баллов начисляют за невыполнение требований разметки, нарушение правил остановки, выезд на перекресток при заторе впереди и еще ряд нарушений. Но самая обширная категория нарушений подразумевает мгновенную несдачу. Это выезд на полосу встречного движения, создание помехи участнику движения с приоритетом, проезд на запрещающий сигнал светофора, превышение установленной скорости и другие серьезные прегрешения.
Техническая база
Главное препятствие для реализации новой методики – необходимость внедрения автоматизированных автодромов и серьезного дооборудования автомобилей. Так, для выполнения требований методики каждая экзаменационная машина должна быть оснащена минимум шестью видеокамерами, микрофоном и пятью-шестью датчиками.
Пока автоматизированных автодромов в России – единицы, и ключевой находится в Челябинске. В 2007 году здесь стартовал всероссийский эксперимент для проверки эффективности автоматизированных автодромов, по результатам которого и была разработана новая методика. Пока ГИБДД предлагает такой автодром в качестве основного.
В Челябинске использовано оборудование корейской компании DI Electronics – правильность выполнения фигур фиксируется с помощью «зашитых» под дорожное полотно индукционных датчиков. Впрочем, некоторые жалуются на недостатки автодрома, в частности, на несоответствие расположения датчиков зрительно воспринимаемой фигуре. Проще говоря, вы можете въехать в парковочный слот, не задев его границ, но фигура будет не засчитана из-за особенностей расположения датчиков. В результате сдача экзамена зависит не только от водительских рефлексов, но и от «прикатанности» к данному автодрому – говорят, высокие чины ГИБДД не могли сдать половину фигур с первого раза.
В Челябинске же появился альтернативный проект автоматизированного автодрома, разработкой которого занимается физический факультет Челябинского государственного университета. В этом варианте используются менее прихотливые фотодатчики (на основе лазерных диодов), а стоимость автодрома в несколько раз ниже, чем корейского (порядка 3-4 миллионов рублей). Недавно рабочий прототип автодрома был презентован директорам российских автошкол и заслужил положительные оценки.
Помимо этого существуют автодромы, не использующие датчики вовсе – процесс сдачи автодрома снимается на внешние камеры, изображение с которых анализируется компьютером.
«Вообще есть два регламентирующих документа, это требования к автошколам, которые вступают в силу с 11 ноября, и документ, определяющий порядок проведения экзамена, который вступает в силу с 1 июля, – объясняет исполнительный директор Федерации автомобильных школ России Александр Жуков. – Надо понимать, что определяют они совершенно разные области деятельности. Если взять отдельно каждый документ, то при рассмотрении всех пунктов найдутся доводы как «За», так и «Против». Однако отмечу самое главное, что в этих документах полностью упущено: образование не может быть жестким и механическим. Все эти якобы новшества уже были опробованы и внедрены еще при Советском Союзе в армии. Там тоже были электро-механические тренажеры, оборудованные автодромы. Но не этим ведь обучают водителей. Главное то – педагогика, кадры, грамотный индивидуальный подход к каждому, учет недостатков и корректировка их. Как здесь помогут эти камеры видеонаблюдения? Я считаю, они вообще за уши притянуты. Они не имеют к образованию вообще никакого дела и несут чисто полицейские функции. Кроме того, все эти надуманные требования, которые родились в тишине чиновничьих кабинетов, ставят автошколы в крайне сложное экономическое положение.
Сейчас система подготовки водителей практически на грани остановки. Да, школы пытаются выжить, и каждый делает это сам по себе. Создается впечатление, что обучение грамотных и умелых водителей не является социально значимой задачей. К автошколам относятся как к бизнесу. Ну а в ответ, естественно, получаем увеличение стоимости обучения. То есть предъявляемые требования экономически не продуманы. Да, проблем много. Но вот таким способом, как предложили, их не решить. А до тех пор, пока есть коррупция, все эти датчики и автодромы бесполезны и бессмысленны. Вообще, что касается сдачи экзамена, то автодром никогда не был для учащихся проблемой. И горки, и змейки, и что угодно можно натренировать, и, как правило, почти у всех получается. Другое дело 0 город. Вождение в городе за 5 минут не сдашь, да и срезаются ученики в основном именно там. Поэтому и внимание надо обращать больше на этот этап обучения, а не закапывать огромные деньги в бессмысленное переоборудование автодрома – одного лишь из этапов комплексного экзамена. Вот в Челябинске рапортуют, что могут в день 700 человек экзаменовать на автодроме. Это первый этап вождения. А второй этап? В город они тоже будут по 700 человек запускать? Вы понимаете, какой смысл тогда во всем этом оборудовании? Какой смысл в такой пропускной способности? Приходится признать, к моему сожалению, что чиновники, которые придумывают различные законы и документы, не могут сделать это грамотно. Они не привлекают для этого профессионалов, вообще не спрашивают и не учитывают мнения педагогических коллективов. В результате вот – борьба за выживание, повышение цен и бессмысленная трата денег. Ну и недоученные, безграмотные водители на дорогах».
Фото: Фото автора и ГИБДД МВД России