Министерство транспорта наконец-то озаботилось созданием ведомства, ответственного за организацию дорожного движения. Если дело будет доведено до конца, мы получим «крайнего» в вопросах, связанных с хаосом на дорогах.
А вопросов этих – пруд пруди: незаконные или бесполезные знаки, устаревшие алгоритмы работы светофоров, отсутствие разметки, неэффективное использование дорожной сети... Самое удивительное, что сейчас за эти вопросы личной ответственности не несет никто – ни губернатор соответствующей области, ни начальники ГИБДД, ни чиновники из департамента дорожного строительства. Вернее, в какой-то мере они отвечают за подобные вопросы, но лишь косвенно – в случае беды найти виновного если и удается, то с гигантским трудом.
Новый департамент, судя по всему, будет больше заниматься законотворчеством, чем внедрением своих идей в жизнь. Это несколько снижает его ценность, поскольку «придорожные» проблемы чаще связаны с отсутствием системы контроля за исполнение законов: отсюда знаки, установленные не по ГОСТам и СНИПам, разметка, которая стирается через один дождевой сезон...
С другой стороны, если деятельность новой структуры наделит отдельных чиновников персональной ответственностью за организацию и безопасность дорожного движения на уровне законов, это уже будет неплохой результат.
«На сегодняшний день в РФ нет единой системы управления дорожным движением, а должна быть создана четкая вертикаль власти от центра до регионов», – сообщил газете «Коммерсантъ» экс-глава столичного Центра организации дорожного движения Павел Козлов.
Вместе с тем в России все острее ощущается потребность в исполнительном органе власти, который имеет власть и настрой решать дорожные проблемы. Формально безопасность дорожного движения обеспечивает ГИБДД, однако полномочия «гаишников» не позволяют им заниматься установкой знаков (за некоторым исключением), нанесением разметки, строительством улиц. Типичная ситуация: вас останавливают за въезд под «кирпич» на полосу встречного движения. Однако знак спрятался в густой листве и практически невидим, на что вы справедливо указываете инспектору ГИБДД. Но он лишь ехидно улыбается и разводит руками: «Спиливать ветки – не наша забота. Мы лишь контролируем выполнение правил». И будет формально прав, потому что пилить ветки деревьев можно лишь с разрешения экологов, а менять дислокацию знаков – с ведома дорожников. Впрочем, в наставлении для дорожной инспекции есть пункты, обязывающие инспекторов обнаруживать недостатки дорожной сети и докладывать об этом дежурному. Но нетрудно догадаться, чтобы в большинстве случаев эта информация если и доходит до дежурного (что само по себе маловероятно), то дальнейшего хода все равно не получит.
Другая распространенная проблема – дорожные пробки. Зачастую их можно избежать или хотя бы минимизировать за счет грамотной организации движения: где-то изменить режим работы светофора, где-то поставить знаки движения по полосам и сделать разметку. Но если вы спросите, кто за это отвечает, то окажется, что никто. А делать ничью работу, разумеется, желающих нет.
Поэтому мы надеемся, что новый департамент Минтранса если и не займется решением дорожных проблем «лично», то как минимум на законодательном уровне создаст почву для эффективного управления дорожной сетью другими ведомствами.
Фото: Фото Бориса СТУКОВА