По данным Комитета автопроизводителей АЕБ, за первые четыре месяца рынок новых автомобилей в России сократился на 44%. И дело даже не в абсолютном значении, а в тенденции: с начала года каждый месяц темпы снижения продаж прогрессировали, а значит, авторынок еще не достиг дна кризисной воронки.
Если в начале года дюжина марок могла похвастаться приличными прибавками продаж относительно прошлого года, то сейчас в числе таких только «миноритарий»-Hummer, объявивший грандиозный «сейл» на свои непопулярные, в общем-то, машины. Из остальных марок лишь для четырех (Renault, Daewoo, Mitsubishi и Audi) динамика апреля оказалась не хуже, чем динамика января-марта. Даже Volkswagen, показавший было феноменальный результат в первом квартале, по итогам апреля прирос лишь на 3%. Но на фоне всеобщей депрессии даже такой результат выглядит достижением – рыночная доля VW выросла с 1,3% до 3,0%.
Особенно сильно кризис ударил по позициям корейских и японских марок, зависящих от курсов воны и йены: Hyundai, Mazda, Suzuki и Subaru потеряли в апреле по 71%, Honda – 68%, Mitsubishi – 65%, Toyota – 59%. И только Nissan удалось «упасть» на уровне среднестатистического результата – минус 42%.
Катастрофически пострадали продажи обанкратившейся Chrysler Group – минус 91% в апреле. К примеру, за весь месяц по России было продано по 20 автомобилей Chrysler и Jeep, и 24 «Доджа».
Немногим лучше дела у другого потенциального банкрота – GM. Два наиболее ходовых бренда Chevrolet и Opel потеряли 62% и 65% соответственно.
Более-менее неплохо идут дела у Volkswagen Group (-15% в апреле) и альянса PSA (Peugeot и Citroen), снизившего продажи на треть.
А что же АвтоВАЗ? Двукратное снижение продаж на фоне общего падения рынка выглядит как более-менее позитивный признак – по крайней мере завод не теряет рыночную долю. Спасибо стоит сказать «Приоре», которая даже немного прибавила относительно прошлого года, однако от «самары» и «классики» россияне постепенно отворачиваются.
Все это происходит на фоне неплохих результатов западных стран, в частности Германии, Италии, Франции, где правительство не поскупилось на прямые субсидии потребителям, что, с одной стороны, позволило рынку даже вырасти, а с другой – привело к обновлению автопарка современными и экологичными малолитражками.
Российское правительство также выделяет средства на поддержку отечественного авторома, которые на сегодняшний момент измеряются суммой в $1,7 миллиарда. Однако все они идут фактически «мимо» потребителя. Государство предоставляет огромные суммы АвтоВАЗу, но это работа на длинную перспективу. Государство снизило тарифы на доставку автомобилей по железной дороге на Дальний Восток, жители которого не хотят покупать «Лады». Государство ввело программу субсидированного кредитования, выгода от которой достигает лишь 1000 рублей в месяц, поэтому не может мотивировать кого-то на покупку машины.
«Российский рынок – это единственный рынок, который пока практически не поддерживался государством, – говорит автомобильный аналитик Александр Рулевский. – Я отвечаю за свои слова. У нас было объявлено, что деньги напрямую будут перечислены АвтоВАЗу, и я лично не знаю, так это или нет. Есть еще только одна страна в мире, которая напрямую перечислила деньги своему производителю, – это США. И североамериканский рынок, как и российский, является самым пострадавшим от кризиса среди всех развитых стран. Почему деньги перечисляют производителю? Говорят, для того чтобы он расплатился с долгами. Но это тупиковый путь, потому что появятся новые долги. На мой взгляд, гораздо проще дать эти деньги потребителям. Пришел человек покупать автомобиль – ему скидка 70 тысяч рублей. Я думаю, что народ бы в очередь выстроился и еще принес бы свои 100 тысяч».
Не исключено, что правительство пересмотрит свою политику и представит новую программу помощи автопрома в самое ближайшее время. Впрочем, учитывая темпы внедрения планов в России, ждать эффекта раньше следующего года не приходится. К примеру, льготные кредиты были анонсированы еще в декабре 2008-го, а заработали лишь в середине апреля. Поэтому, скорее всего, 2009 год будет для российского авторынка крайне тяжелым, и аналитики пессимистичны в прогнозах – ранее 2012 года к докризисным темпам продаж мы не вернемся.
Фото: Фото с сайта Light.finam.ru