Началось производство индийского автомобиля Tata Nano, прайсовая цена которого на родине составляет около $2000 – возможно, когда-нибудь он станет легендой, как VW Kafer или Rover Mini, став народным автомобилем, на котором будут расти целые поколения людей. Tata Nano уже внесен в Книгу рекордов Гиннесса как самый доступный серийный автомобиль.
Nano был задуман главой компании Tata Ратаном Тата, и основной идеей проекта было предложить индийцам моторизованное средство передвижение, которое бы стало бы недорогой альтернативой мопедам и велосипедам, популярным в Индии. Впрочем, если эксперимент удастся, хваткий Ратан Тата вполне может вывести его за рамки родного государства, по крайней мере, планируются европейские продажи. А дальше Китай, США, Россия – кто знает, как далеко удастся зайти индийскому магнату-нанофилу?
Интересно, что одна частная американская компания Mirox Corporation и ее дочерняя фирма Oka Auto USA на базе «Оки» наладили выпуск электромобилей. Новый автомобиль получил необычное название Oka Nev Zev, что можно перевести как «электромобиль для езды по округе с нулевым выхлопом». Электромотор небольшой мощности (11 л. с.) может разогнать машину до 40 км/ч. Двигатель питают восемь стандартных автомобильных аккумуляторов, которые заряжаются от обычной электрической розетки без каких-либо адаптеров или трансформаторов. Их емкости хватает, чтобы проехать примерно 30-40 километров. Такие технические характеристики позволяют американскому владельцу «Оки» рассчитывать на льготное налогообложение. В зависимости от комплектации американская «Ока» стоит от восьми до десяти тыс. долларов. Самые экономные американцы могут купить за пять тыс. долларов «Оку» без двигателя и самостоятельно установить на нее электромотор, аккумуляторы и дополнительное оборудование.
Tata Nano соразмерна с «Окой» – индийская машина на 100 мм короче, но чуть шире и выше, чем российская малолитражка. Близка и энерговооруженность (или, скорее, разоруженность) – двухцилиндровый мотор с балансировочным валом Tata Nano объемом 623 «кубика» развивает 33 л.с. Как и «Ока», Nano имеет четыре посадочные места, но кузов – пятидверный, а места в салоне, по заявлению создателей, на 21% больше, чем в соразмерных автомобилях. Правда, объем багажника всего 15 л (у «Оки» – 220 л).
«На полноценное транспортное средство и «Ока-2» не тянет, – считает эксперт «Авторевю» Олег Расстегаев. – И не только из-за скромных размеров салона. Набирая более 100 км/ч, я опасаюсь за хлипкую подвеску, а еще свербит мысль о посредственной пассивной безопасности: случись что – и внутри «тушенка». Если мне и захочется столь острых ощущений, то я, скорее, сяду на мотоцикл».
Принципиальным отличием Nano является однообъемная компоновка, расположенный сзади мотор, пластиковые кузовные панели и независимая задняя подвеска, так что в инженерном плане Tata Nano напоминает другую известную малолитражку – Smart. При разработке Nano компания запатентовала 34 технических решения, однако сам Ратан Тата говорит, что ничего особенно революционного в машине нет, и главной задачей было снизить себестоимость.
Поэтому автомобиль имеет 12-дюймовые колеса, задние барабанные тормоза и только один стеклоочиститель. В качестве поставщиков компонентов выступил целый ряд известных фирм, в числе которых Bosch (системы впрыска и запуска), Delphi (панель приборов), Mahle (распредвалы, фильтры), Caparo (внутренние кузовные панели), GKN (приводные валы).
Какой могла бы быть цена в России? Если считать «в лоб», то таможенная пошлина составляет $986, акциз – $0, НДС – $537. Итого стоимость Tata в России могла бы составить порядка $3500, с учетом доставки и дилерской маржи – в районе $4000 (138 тысяч рублей). Как видите, цена не сильно отличается от стоимости «Оки» в последние месяцы жизни, так что особых перспектив индийское «чудо» в России не имеет: как известно, помимо производственных трудностей, «Оку» сгубила слишком высокая цена для столь примитивного автомобиля, и пока в России есть вазовская «классика», люди вряд ли рванут покупать неизвестный индийский автомобиль без кондиционера, усилителя руля и АБС.
«Если индийский автомобиль начнет поступать в Россию, то покупатели найдутся, – говорит менеджер «Триал Авто» Ирина Васильева. – Конечно, будут скептики, будут насмешки. НО помните, ведь и китайские автомобили поначалу воспринимали с недоверием и большой долей предубеждения. И ничего – покупают, ездят, хвалят. Если цена индийского аналога «Оки» не будет слишком большой, то тот сегмент рынка, который раньше был направлен на нашу микролитражку, может повернуться к Tata».
Фото: Фото с сайта Dailyauto.ru