В Татарстане, по последним данным, коллективный иммунитет составляет 72%. До нужных 80% осталось привить 300 тысяч местных жителей. Но всем известно, что такого результата власти смогли добиться только максимально жесткими коронавирусными ограничениями. Чего стоит только одна система QR-кодов и обязательная вакцинация. Тем временем в Турции уровень коллективного иммунитета уже давно перешагнул за 80%. По сообщениям местного Минздрава, первый компонент вакцины там получили больше 90% местных жителей.
Мы поговорили с врачом из Казани, которая уже несколько лет живет в Турции. Она сравнила, как там и на ее малой Родине относятся к вакцинации и в целом к коронавирусу. Имя нашей собеседницы мы решили не называть, дабы она не попала под волну хейта.
«У людей притупился инстинкт самосохранения»
— В целом, надо сказать, что здравоохранение ни одной страны мира не было готово к такому масштабному одновременному поступлению больных, и поэтому ситуация везде была тяжелой. Сложно говорить о реальном положении дел, когда видишь только официальную статистику. А что происходит на самом деле — не знает никто. Я думаю, многие страны цифры занижают по заболеваемости. Но в Турции ограничительные меры были гораздо жестче, чем в России. И соблюдали их местные жители беспрекословно. А Россия, изобретя первой в мире вакцину, можно сказать, провалила вакцинацию. Никто бы и не стал прививаться, если бы это не сделали обязательным.
Не знаю, на что полагается народ в Татарстане? На то, что уже когда-то переболел или на русское авось? Для меня странно, что люди продолжают ходить на встречи друг с другом, сидят компанией в закрытых помещениях и при этом не носят маски. Мои знакомые в Татарстане как ходили на вечеринки и тусовки, так и продолжают это делать. Если бы я сейчас была в Казани, то лишний раз не стала бы ходить по общественным местам. Но у людей, особенно молодых, притупился инстинкт самосохранения.
Здесь же, в Турции, даже родственники перестали видеться. Нам сказали: «Сидите дома». И мы более-менее послушно сидели.
«Здесь нет антиваксеров»
Если эпидситуация в принципе и в Татарстане, и в Турции примерно одинаковая, то отношение к вакцинации вообще противоположное. Здесь люди ждали вакцину, не имея ее. А наши, имея вакцину, начали придумывать теории заговора. Лишь бы не прививаться.
Турция вводила ограничительные меры, не имея вакцины на руках, и да — эти ограничительные меры сработали: мы видели, как с 60 тысяч заболеваемость начала падать. Другое дело — Татарстан, который, по сути, ввел такие же серьезные меры только сейчас, уже давно имея вакцину.
Среди моих турецких знакомых есть те, кто привился, потому что потребовали на работе. Есть те, кто привился, потому что надо было на учебу в университет. Хотя были студенты, которые агитировали не прививаться, только чтобы обучение было в онлайн-формате. Есть те, кто переболел и не привился и есть те, кто просто захотели и привились. Но к ограничениям в Турции, по-моему, уже все привыкли. Здесь немного другой менталитет, здесь люди не борются с властью, нет такого, что «я буду делать наперекор». Если сказали — значит я буду делать так, как надо. Это я замечаю. Здесь даже в школах дети носят маски.
Мне нравится, что здесь нет каких-то ярых антипрививочников. Они, вероятно, есть где-то в Сети. А мама мне рассказывает, что в Казани есть университетский чат, где активно свои идеи проталкивают антиваксеры. Им никто не ограничивает доступ к большим аудиториям, и тем самым формируется очень неправильное мнение среди нашей молодежи. Тут можно всякие теории заговора строить, но в целом, мне кажется, что Татарстан немножко опоздал. Можно было достичь снижения заболеваемости раньше, имея «Спутник» еще год назад на руках.
Моя позиция, наверное, понятна — я за вакцину и я не понимаю искренне антипрививочников ни здесь, ни там. Понятно, что есть исключения, есть противопоказания, но они на самом деле не такие большие, как придумывают люди. Это очень узкая группа пациентов, кому нельзя делать вакцину. Всем остальным можно, нужно, и не стоит рождать мифы вокруг этого — ни про чипы, ни про 5G.
В Турции людям некоторые работодатели дали выбор: не хочешь ставить вакцину — сдавай каждые 2 дня ПЦР-тест. А он стоит чуть больше 200 лир (около 1000 рублей. — Прим. ред.). И люди делают выводы. Да, это добровольно-принудительный метод, но он работает.
Я успела сделать только одну дозу вакцины и забеременела, а на ранних сроках мне сказали не делать вторую прививку. Мой муж переболел ковидом и спустя три месяца привился. Ребенку летом исполнится 12 лет и его мы тоже планируем вакцинировать. Мои мама, брат, его супруга и все племянники в Татарстане привиты «Спутником V» и уже ревакцинированы «Спутником Лайт». Благодаря этому спокойно путешествуют как по стране, так и по миру. Приезжали к нам в гости недавно. Братья и сестры мужа здесь, в Турции, тоже привиты, многие друзья-врачи привиты в Казани. Есть знакомые в Великобритании — врач, наша девочка, туда уехала. В Германии, в Австралии, и они все привиты. Непривитыми остаются мои родственники, далекие от медицины — молодые в основном.
Если бы здесь был «Спутник», я однозначно бы привилась им. Но, когда я решилась на вакцинацию, в Турции были только «Синовак» и «Бионтек». Я выбрала вторую.
«Мы сами сознательно замедляем темпы ликвидации пандемии»
— Подходы к лечению в основном везде стандартные. Сейчас вся медицина глобализовалась благодаря обмену опытом, знаниями. Я бы не сказала, что где-то катастрофически лучше или хуже. Да, были моменты, когда отдельные группы препаратов были разрешены, рекомендованы в Турции, а в России нет. Но это не имеет большого значения, подходы терапевтические одни и те же. И там, и там хороши.
Конечно, есть проблемы со снабжением. Стационар в Москве и стационар, допустим, в какой-нибудь деревне в Татарстане, — не одно и то же. Это всегда так было, это везде проблема. Отличие только в материальной базе, в оборудовании, доступе к кислороду, а всё остальное, я думаю, одинаково.
По словам моих коллег, которые работают в красных зонах в Татарстане, количество тяжелых больных в стационарах стало уменьшаться. Они напрямую это связывают с ужесточением мер по вакцинации и введением QR-кодов в республике.
Неравный доступ стран мира к вакцинам на самом деле продлевает пандемию. Если бы чисто теоретически большинство населения всей планеты привилось одновременно, допустим, в течение месяца, это бы значительно ослабило распространение вируса. В привитом организме COVID-19 не может так активно размножаться и распространяться. Вирус ослабнет и в конце концов прекратятся его мутации. Он может исчезнуть. Но это идеальная система. Пока она нам недоступна. Однако в Татарстане, даже имея доступ к вакцине, жители сами сознательно не идут на прививку, тем самым замедляя темпы ликвидации пандемии.