Татуировки перестали быть отличительным признаком определенных групп общества, и свое тело украшают глубокомысленными надписями, розами и драконами и юные девушки, и состоятельные бизнесмены. Мода на тату сейчас переживает свой расцвет. В салонах красоты, рисуя себе вечные брови, женщины, по сути, тоже набивают татуировки. Но так ли безобидно такое украшение тела?
Доктор медицинских наук, завкафедрой морфологии и профессор Пятигорского медико-фармацевтического института Светлана Калашникова заявляет категорично — нет! Наколка на любой части вашего тела ослабит иммунитет, а в худшем случае приведет к смерти. Рассказываем то, о чем изо всех сил молчат в тату-салонах.
Первое, с чего начинает общение Светлана Калашникова, — это красители. В их состав входят вещества, которые негативно сказываются на здоровье. Некоторые при распаде образуют губительные для человеческого организма канцерогены. Все без исключения оседают в коже навечно.
— Как правило, красители если и сертифицируются, то сертифицируются не как препараты для внутреннего применения. Люди, которые их используют, не всегда понимают, с чем они работают. Отсюда масса побочных действий и серьезные осложнения, — поясняет доктор.
— Последствия бывают местные и общие. К общим осложнениям можно отнести анафилактический шок. Сейчас анафилаксия — очень серьезная проблема, которая часто встречается в пластической хирургии, в стоматологии и даже в больнице. Шок может возникнуть прямо в кресле — в момент введения красителя. К общим последствиям относится также инфицирование. Оно может быть примитивным — грибковое или кишечная палочка, а может быть передающимся через кровь: СПИД, гепатиты A, B, C, D. Осложнениями может стать ряд местных реакций. Это красный плоский лишай, формирование келоидных рубцов на месте татуировки. При нанесении рисунка на месте родинки возможно перерождение ее в злокачественное образование. Вплоть до меланомы, которая является смертельно опасной.
Может быть инфицирование, которое передается через кровь: СПИД, гепатиты A, B, C, D
Светлана Калашникова изучает последствия татуировок, с которыми в своей практике сталкивается Олег Карымов — завотделением лазеротерапии и других аппаратных методов лечения и диагностики в Московском научно-практическом центре дерматовенерологии и косметологии. Именно к нему едут в тех случаях, когда татуировка подкидывает сюрпризы.
— Благодаря Олегу Карымову мы располагаем большим количеством клинических случаев, в процессе изучения которых пришли к выводу, что проблема нуждается в широком обсуждении и вынесении на суд общественности. К сожалению, об осложнениях татуировок очень мало говорят, поэтому люди не осознают степени риска.
Чтобы масштаб проблемы был более понятен далеким от медицины людям, Светлана Калашникова приводит несколько ярких примеров.
— Как пример. Сделала девушка татуировку на ноге. Красиво, в виде розы, но на месте красных лепестков появился ожог как реакция на краситель. Там, где лепестки зеленого цвета, всё нормально, а там, где красные, — реакция. Человеку теперь нельзя находиться на солнце.
Другой пример: женщина пыталась замаскировать келоидный рубец, набив на нем татуировку. А ведь склонность к келоидам — это генетический момент. Когда ей набили татуировку, келоид из грубого рубца превратился в деформированное плечо. На месте старого келоида развился новый. То есть вместо того, чтобы замаскировать, человек получил еще большую проблему.
Красный плоский лишай — заболевание, которое часто проявляется при провокации. Есть пример, как человек сделал татуировку на предплечье, чем спровоцировал лишай, и теперь ему предстоит долгое лечение гормонами.
Еще случай: татуировка в виде красивого дракончика на здоровой коже плеча привела к развитию фибромы — доброкачественного образования. Теперь посреди этого дракончика на плече у человека шишка. Таких примеров очень много.
Самое страшное, говорит Светлана, — это все-таки анафилактический шок.
— Бывают случаи, что в результате инфицирования начинаются процессы гниения тканей (посмотрите в интернете, это очень страшно. — Прим. ред.), но их можно избежать, если соблюдать принципы безопасности. Другое дело анафилактический шок, который может стремительно развиться, когда человека сидит в кресле в тату-салоне, и привести к гибели. Главное, что сотрудники тату-салонов чаще всего не готовы к реанимации. В лучшем случае у них есть противошоковая аптечка, которая бесполезна, если люди не успевают правильно среагировать. Они вызывают скорую, и бригада приезжает уже к трупу.
Сотрудники тату-салонов редко готовы реанимировать человека. Скорая приезжает уже к трупу
Нужно понимать, что татуировка — это хирургическая манипуляция. Отправляясь на эту процедуру, не будет лишним пройти обследование. Хотя и обследование — не гарантия, что здоровью не будет нанесен вред.
— Существует ряд скрытых патологий, для которых любая травма, в данном случае татуировка, может оказаться провоцирующим фактором. Аутоиммунное заболевание или онкология могут дремать в организме до тех пор, пока их не спровоцировали вот таким необдуманным поступком.
Значение имеет и величина татуировки, уверена Светлана Калашникова. Если вы набили себе божью коровку размером с бусину, можно не опасаться. Если же вы планируете стать подобием персидского ковра, у нас плохие новости.
— Площадь татуажа — тоже важный момент. У нас есть отдельная часть исследования, которая посвящена экспериментальным татуировкам. Лабораторным животным под наркозом мы наносили татуировки. В случаях, когда была большая площадь, были летальные исходы.
Коварное последствие татуировки, которое никак не проявляет себя внешне, — это ослабление иммунитета.
— Лимфатическая система человека реагирует на татуировку обязательно. Лимфатические узлы, которые являются фильтрами нашего организма и задерживают все инородные микроорганизмы, накапливают в себе пигмент. Он обнаруживается при исследованиях даже спустя долгое время после нанесения тату. У организма нет возможности обезвредить эти частицы, и они остаются в нем навсегда. Хорошо, если реакцией иммунитета станет аллергия, которая видна моментально. Чаще речь идет об отдаленных последствиях в виде злокачественных образований, к примеру.
Сделав татуировку, люди забывают о ней, поэтому возникшие «вдруг» СПИД, гепатит или опухоль никак не ассоциируют с украшением своего тела
Мода очень коварна. Не имея от природы широких бровей, многие красавицы сейчас спешат в салоны на процедуру татуажа. Другие выводят стрелки на глазах, а третьи рисуют «вечные» губы.
— Я сталкивалась со случаями, когда накалывались стрелки и контур губ, в следствие чего лица женщин деформировались. При повторном нанесении риск таких осложнений увеличивается. Получается, что женщины хотели себя украсить, но получили уродство. Не знаю, что страшнее: смертельное заболевание или полностью изуродованное лицо у женщины.
ВАЖНО: татуировка — это хирургическое вмешательство. Пусть мини, но операция. Нужно взвешивать все риски перед походом в тату-салон. Стоит ли наколка здоровья или даже жизни? Если решение всё же принято и вас не переубедить, идите в салон с сертифицированными красителями и обязательно к мастеру, имеющему документы о наличии медобразования. Жизнь одна, и жить надо не только ярко, но и как можно дольше.
Евгения Соколова