Как-то навязчиво часто стал мне попадаться в Cети анекдот «Услышав на утро фразу: «Дорогой, я – беременна», Никита еще двое суток притворялся спящим». Ситуация стара как мир, но если раньше ее стыдились и даже замалчивали, то сейчас подобные «никиты» словно бравируют уходом от таких новостей. А нередко и реальным уходом от своих подруг и даже жен. Некоторые исчезают тихо по-английски, не прощаясь. А иные с громким скандалом, после того как поставят свою женщину перед жестоким выбором: «Или ребенок или я, мне такая обуза не нужна».
«Мы с моим бывшим встречались три года и уже даже собирались пожениться, – рассказывает молодая мама Ирина Николина. – Планировали, что я получу диплом, и летом сыграем свадьбу. Однако все пошло кувырком, когда перед зимней сессией я обнаружила, что беременна. Для меня это было удивительно, ведь мы предохранялись, но тем не менее не критично. Ну, подумаешь, малыш появится чуть раньше, чем я предполагала. В конце-концов ведь я так мечтала о семье и детях. Однако для Саши это оказалось шоком. Сначала он вообще исчез на неделю, потом пришел домой и категорично заявил: «Только аборт!», мол, он не готов стать отцом и так далее. Как выяснилось, жить вместе это одно, а дети совершенно другое, и если я хочу с ним жить, то и речи о детях быть не может. По крайней мере в ближайшие пять лет, пока он не встанет на ноги. Что он хотел этим сказать, для меня до сих пор загадка. Мы жили в его квартире, он работал, полностью содержал своих родителей, и мы регулярно ездили отдыхать. Проблема была явно не финансовая. Мы проспорили еще две недели, я очень хотела этого малыша. А потом Саша сказал, что раз я такая упрямая, то он умывает руки. Я могу оставаться в его квартире до родов, но ни признавать ребенка, ни помогать он мне не будет. С того момента начался кошмар. Саша тут же нашел себе каких-то девушек. Мы жили в одной квартире, и он постоянно приводил их домой, объясняя им, что я всего лишь соседка.
Каждую ночь были вечеринки с морем алкоголя и толпой незнакомых мне людей. К родителям я не могла уйти, они были полностью на стороне Саши и категорически мне заявили, что если я рожу без штампа о браке, то на порог могу даже не являться. Какое-то время я еще жила у Саши, надеясь на чудо. Но чудо не случилось. Я сняла комнату и устроилась на работу, благо срок еще позволял. Да я поступила нечестно, и директор фирмы в буквальном смысле на меня орал, когда узнал, что мне скоро в декрет. Но для нас с дочкой это был единственный шанс выжить. И я использовала этот шанс по максимуму, оставалась после работы, работала в выходные. Это меня спасло и от нищеты, и от депрессии. Мне некогда было думать, как же я одна справлюсь. К тому же когда родила свою малышку, я поняла, что не одна – у меня есть самый близкий и родной мне человек – моя дочь. С тех пор прошел уже год, ни мои родители, ни Саша даже не позвонили. Мне жаль их, они добровольно отказался от своей дочери и внучки. Я снова вышла на работу и вполне способна обеспечить нам с дочкой крышу над головой и хорошие ясли. Я счастлива, что стала мамой, несмотря на все трудности, и когда дочка подрастет, научу ее верить в свои силы. Возможно, когда-нибудь я встречу мужчину, который станет мне мужем и отцом малышке, но пока я даже думать об этом не хочу. Я перестала им верить».
Ситуация Ирины очень грустная, но, к сожалению, типичная. Бывают более жесткие варианты, бывают более мягкие, но в целом в России таких матерей-одиночек – каждая третья. «Согласно статистике, каждый 7-й ребенок до 18 лет в России воспитывается в неполной семье. Большую часть неполных семей составляют матери-одиночки (94%). Согласно интернет-опроса ACNielsen, статистика других стран немногим отличается от отечественной. Так, в США зарегистрировано 33% матерей – незамужних женщин. В Исландии – 64%, в Швеции – 54%, в Великобритании – 38%, в Финляндии – 37%», – приводит такие данные один из многочисленных форумов для одиноких, или как они себя сами называют, самостоятельных мам. «Когда ты ощущаешь, что ты – одна такая, то кажется, мир рухнул, – рассказывает психолог Анна Карелина. – Возникает масса вопросов: почему я? Почему это происходит со мной? Поймет только тот, кто сам был в такой же ситуации. Когда знаешь, что таких, как ты, много, уже легче дышать. Поэтому мой первый совет будущим мамам, попавшим в такую ситуацию, – искать своих. Не важно, будут ли это реальные встречи или только виртуальное общение, главное, что девушку поймут и поддержат, не дадут раскиснуть. Кроме того, такое общение очень стимулирует работу мозга. Когда кому-то помогаешь, даешь совет, разбираешь какую-то ситуацию (как это обычно и бывает на форумах), поневоле и вырабатываешь и свою линию поведения, находишь выход из своей ситуации».
Почему они уходят?
У всех своя история потери. Обычно принято обвинять биоотцов: пил, бил, изменял, не хотел работать, испугался ответственности и так далее. Список претензий можно перечислять долго. И девушка решает, что лучше уж одной растить ребенка, чем с таким. Но есть и обратная сторона медали. Некоторые будущие и молодые мамы делают все, чтобы биопапа сбежал. «Я не был уверен, что это мой ребенок и что он вообще нужен такой псевдомамаше, как моя бывшая девушка Катя, – рассказывает 27-летний Андрей. – Я уехал в командировку на месяц, перед этим мы то ругались и расходились, то снова мирились. И тут я возвращаюсь, и такая новость – дорогой, я беременна. Я прекрасно знал, что пока меня не было, она гуляла направо и налево, да и раньше себе это позволяла. А тут сидит и рассказывает, как она меня любит и какой замечательный малыш у нас будет. Пошли к врачу, срок пограничный – 4-5 недель: может мой ребенок, а может и нет. Был бы уверен, что не мой, сразу бы бросил, а так думал еще. Потом вспомнил, сколько она тогда пила, из ночных клубов просто не вылезала, мне стало страшно за этот «багаж», начал уговаривать сделать аборт. Реально стало жалко ребенка. Катя уперлась, обвинила меня во всех грехах и переехала родителям. Она продолжала пить, курить и гулять. На седьмом месяце у Кати начались преждевременные роды, и ребенок родился мертвым. Врачи сказали, что это влияние алкоголя. Катя – что это все из-за того, что я ее бросил, из-за стресса. Я до сих пор не уверен, что это был мой ребенок. До сих пор не могу видеть ее».
Асоциальный образ жизни, впрочем, не единственный яркий пример того, почему сбегают мужчины. Можно быть вполне себе приличной дамой и практически образцовой мамой, забыв при этом, что мужу нужна жена, а не мама. Именно это стремление к образцовости и способно разрушить семью. «У нас была вполне хорошая семья, пока сыну не исполнилось примерно полгода, – рассказывает 36-летний Николай. – Потом вдруг оказалось, что я – плохой муж и отвратительный отец. Во-первых, я работаю, иногда устаю и даже сплю бывает и не могу круглосуточно умиляться малышу. Во-вторых, я мало зарабатываю и не могу содержать семью. Это притом, что еще месяц назад всех все устраивало. Причина обнаружилась через день – ровно вся моя зарплата оказалась потрачена на шкаф, даже на продукты денег не осталось. Ты плохой отец, кричала мне жена, ты не понимаешь, что сыну нужен шкаф! Да, я не понимаю, зачем шестимесячному малышу нужен огромный шкаф-купе. Ему нужны мама, папа, еда и одежда! Стоило мне взять подработку, чтобы не сидеть месяц без еды, то смотри пункт первый. Задержался на 15 минут на работе – был у любовницы или у друзей-алкашей (откуда бы им еще взяться?). Приехал на семь минут раньше – выгнали с работы. И так каждый день. Надо было дома что-то отремонтировать, оказалось, что жена убрала подальше все инструменты, а вдруг сын найдет и поранится. Поэтому надо вызвать специалиста, и вообще у меня не получится правильно полочку прибить. Оставить меня с сыном можно максимум на пять минут (а вдруг уроню), чтобы самому с ним погулять и речи быть не могло – ты не умеешь. За полгода я превратился в прислугу и мальчика для битья. Ладно, сжал зубы, пообщался с психологами, решил, что это постродовая депрессия или психоз какой-нибудь и надо просто перетерпеть. Дотерпелся. Через пару месяцев, вернувшись с работы, получил свой рюкзак с инструментами и уведомление о разводе. В суде три раза наше дело откладывали, уговаривая мою бывшую хорошо подумать. Ребенку нет и года, объективных причин тоже нет (не пил, не бил, не изменял, не привлекался и так далее). Да и я был категорически против развода. Но она все-таки добилась своего. Теперь вижу сына в лучшем случае раз в неделю, когда моя бывшая соизволит с ним пойти погулять и позвонит мне. Это происходит всегда в разное время, но чаще всего когда я еду на работу или с работы и просто физически не могу идти с ними гулять, что дает ей лишний повод объявить меня плохим отцом».
Возвращение блудного папы. Перезагрузка
«Кроме смерти, все на свете поправимо», – устами Дон Кихота заявил нам Сервантес. В случае с внезапно «исчезнувшими» папашами этот принцип тоже вполне работает. Вот только возвращаются они по разным причинам. «Мой папаша объявился перед выходом на пенсию, – рассказывает 30-летняя Татьяна. – Он «вдруг» вспомнил, что у него аж шестеро детей, и за это ему положены какие-то льготы. Вот и начал бегать, восстанавливать отношения с бывшими женами-детьми и выпрашивать документы, для оформления этих льгот. Мы с сестрами опасаемся, как бы он еще не потребовал алименты на свое содержание. Мы от него ни копейки не видели, зато у него хватит наглости потребовать денег».
А иногда бывает, срабатывает и раскаяние, поздно проснувшиеся отцовские инстинкты. «Я только-только отошел от развода с женой, как закрутил легкий романчик. Девушка Юля была юна и прелестна, но никаких серьезных планов у меня не было. А тут раз и беременность. Ну куда мне еще один ребенок?! Я при разводе все (квартиру, дачу, совместный бизнес) оставил жене и сыну. У меня только съемная квартира и машина. Сейчас стыдно признаться, но я сорвался, испугался ответственности и просто молча исчез. А потом и вовсе в запой ушел. Мне казалось, что это просто трагедия какая-то – ребенок, а я без всяких перспектив. Юлю с нашим сыном увидел через год. Не ожидал, что она решится рожать. Подошел, поговорили, хотел как-то помочь с малышом, хотя бы финансово. А она мне презрительно сказала, что трусы и алкаши им с сыном не нужны. Меня это как-то отрезвило сразу. Еще год ушел, чтобы выбраться из собственного алкоголизма и снова начать общаться с Юлей. Еще несколько месяцев, чтобы уговорить Юльку выйти за меня замуж. А месяц назад у нас родилась дочь, на этот раз запланированный и долгожданный ребенок. Такой же любимый, как и мои старшие сыновья».
Жить дальше – как?
«Остаться одной, будучи беременной или с ребенком, безусловно, тяжело, – продолжает психолог Анна Карелина. – Рядом нет человека, на которого можно опереться, с которым можно разделить все тревоги и переживания, радости и сомнения. Сложно и ребенку, который не будет видеть образца, как строить семью, как относится к противоположному полу. Поэтому крайне важно найти эту поддержку, этот пример. Пусть это будет не муж, пусть это будет дедушка, дядя, даже мамины коллеги мужского пола вполне могут, так или иначе, присутствовать в жизни ребенка. И это задача мамы. Одна из моих клиенток после очень болезненного развода стала брать дочку на работу, иногда на полчасика утром, иногда на торжественную часть корпоративной вечеринки. По времени получается немного, но девочка получает свою долю «отеческого» внимания. Им обеим сложно, но мама нашла вот такой выход из ситуации. Не все мужчины одинаково плохи, также как и не все женщины априори хороши. Женщине важно не перейти две грани – не обречь ребенка на одинокую жизнь, развив в нем комплекс неполноценности и не разбаловать, компенсируя всем, чем можно отсутствие отца».