В России все чаще вводят сервисные сборы за онлайн-услуги. Дополнительной строкой в чеке облагаются покупки и заказы в приложениях служб доставки, агрегаторов такси и не только. За что площадки берут с пользователей эти деньги и на что они идут?
Навязанная услуга или обоснованная плата?
Сервисный сбор — это плата, которую площадки берут с клиента за оформление заказа. Например, при покупке билетов в театр или на самолет, заказе такси, бронировании гостиницы или оформлении доставки из кафе. Средства уходят непосредственно компании, у которой человек получает товар или услугу, или же посреднику-сервису по поиску билетов, бронированию отеля и прочее.
Компании инвестируют полученные деньги в расширение или развитие других направлений. Агрегаторы, например, с их помощью привлекают новые магазины или обновляют свою технологическую инфраструктуру.
Введение сервисного сбора — общепринятая мировая практика. Оффлайн-магазины закладывают в цену товаров расходы на аренду помещения, зарплату продавцов-консультантов и другие издержки. Покупки в онлайне сегодня совершать дешевле, но стоит помнить, что обслуживание инфраструктуры тоже требует финансовых вложений. Сбор — не навязанная услуга, а обоснованная плата за качество приложения, в котором происходит покупка или заказ, за его функциональность, которая имеет такую же ценность, как и товар.
Общероссийская практика
Сервисный сбор существует в России уже не первый год. К примеру, он давно действует на онлайн-платформах подобных «Кассир.ру». Агрегатор занимается продажей билетов на различные мероприятия: концерты, выставки, спортивные события и творческие вечера. Эта сумма является вознаграждением компании, оплатой за услугу продажи билетов. Если пользователь решит сдать или обменять билеты, сумма сервисного сбора возврату не подлежит.
Часто сервисный сбор есть у служб доставок продуктов и еды. Например, российский сервис Деливери ввел сервисный сбор в мае 2021 года. В пояснении на сайте агрегатора говорится, что поступления от сбора идут на поддержку и улучшение сервиса.
Еще одним сервисом, который в данный момент тестирует у себя запуск сервисного сбора, стал Яндекс Лавка. Сервис занимается доставкой продуктов, готовой еды и товаров для дома. Сейчас к сервисному сбору подключен один регион — Казань.
— Сервисный сбор позволит инвестировать дополнительные средства в поддержание качества сервиса для пользователей, развитие технологической инфраструктуры. Он покроет часть ИТ-затрат, которые мы несем при совершении пользователем одного заказа. В категорию ИТ-затрат включается аренда серверного оборудования, поддержка внутренних ИТ-систем, в том числе лицензий на использование программного обеспечения, тестирование разработок и другие, — пояснили представители Яндекс Лавки.
Также сервисные сборы часто учитывают туристические компании. Среди них, например, Coral Travel. На своем сайте туроператоры поясняют, что сервисный сбор является обязательной комиссией, которую платит каждый пассажир за бронирование билета.
Каким может быть сервисный сбор
Размер сервисного сбора может быть фиксированным и зависит от суммы заказа, но как правило, не выходит за установленный сервисов предел.
Например, на «Кассир.ру» указано, что все билеты они продают строго с учетом сервисного сбора 10% от номинальной стоимости билетов. У Деливери сервисный сбор составляет 5% от суммы заказа, но не более 99 и не менее 29 рублей. Похожая политика у Яндекс Лавки: сервисный сбор составляет не более 19 рублей, в зависимости от суммы заказа.
Но важно помнить, что если покупатель отменил заказ, сервисный сбор не вернут. Однако есть и исключения, чаще на платформах по продаже билетов — как на мероприятия, так и на транспорт. Например, если авиакомпания отменила рейс или представление перенесли, клиент имеет право вернуть стоимость билета, включая сопутствующие сборы.