Редакция 116.RU продолжает свои прогулки по казанским рынкам, которые до сих пор являются местом притяжения многих горожан, хотя и выглядят, мягко говоря, плачевно. Начинали мы с большого обзора Московского рынка, что продолжает утопать в дешевом барахле и антисанитарии, несмотря на грандиозные планы на его преображение. Далее переместились на старейший рынок Казани — Центральный, который в народе чаще называют просто — Колхозный. И были удивлены тому, что частники бегут оттуда и большинство павильонов стоит закрытыми.
На сей раз мы решили добавить шепотку пикантности нашим обзорам и доехали до самого необычного и даже загадочного рынка города — Вьетнамского. С конца 90-х на улице Журналистов активно велась торговля одеждой, посудой и прочими товарами, а в начале 2000-х всё это дело превратилось в юридически оформленный вещевой рынок. Вьетнамским его стали называть из-за большого количества появившихся предпринимателей из Вьетнама, что логично. И хотя с годами ситуация поменялась, местные захватили большую часть точек, однако в народе рынок так и продолжают называть «вьетнамским».
Если вы хорошо помните Казань 10 лет назад, то вас не могли обойти стороной новости о грандиозном пожаре на Вьетнамском рынке, после которого его надолго закрывали и пытались возрождать. На самом деле, это был не первый пожар — подобное происшествие с огромными убытками уже случалось в 2006 году.
Так или иначе то, как сейчас выглядит рынок, — не совсем исторический облик, а то, что удалось восстановить к 2015 году. А именно — три здания: одно трехэтажное из красного кирпича, где торгуют исключительно шторами да портьерами, небольшой торговый зал № 1 справа от него, который можно обежать за считаные минуты, со всякими мелочами, ну и основной торговый комплекс «Вьетнамский», на исследование которого у нас ушло несколько часов.
Добраться до рынка действительно непросто, приходится ехать из центра с несколькими пересадками, а короткий путь от остановки до ворот — просто жижа из грязи. Сразу понятно, что рынок живой, здесь много людей, снующих туда-сюда, постоянно слышно хлопающие двери, и покупатели выходят с большими пакетами. Тут же можно увидеть и настоящий атавизм Казани — бомбил, подбегающих к людям и приглашающих проехать до дома на авто с шашечками за баснословные деньги. Думали, что такое еще существует только у железнодорожного вокзала, но Вьетнамский рынок удивил.
Заходим через центральный вход и сразу понимаем: заложенные пара часов точно превратятся в три или даже четыре. Рынок крытый и очень большой, здесь десятки длинных рядов, многочисленные повороты и бесконечное число торговых точек.
И да, внутри тоже много людей, причем первое, на что обращаешь внимание, — это возраст покупателей. Мы привыкли видеть на рынках казанцев среднего или чаще пожилого возраста, а на Вьетнамском рынке, к нашему удивлению, много молодежи. Юные, хорошо одетые и веселые, они не просто разглядывают всевозможный товар как посетители музея старины, а активно покупают — много, целыми пакетами.
— Вот такие я в шоуруме на Чистопольской видела, я тебе точно говорю! Помнишь, я хотела взять, но искусственная кожа за 12 тысяч — перебор. Давай здесь возьмем? — уговаривала, по всей видимости, своего молодого человека эффектная блондинка в ярком пальто.
— А тут дешевле? — лениво поинтересовался у нее возлюбленный.
— Четыре тыщи! — радостно взвизгнула модница.
— Можете взять две пары, телесные и черные, тогда по 3500 отдам, — тут же материализовался рядом с ними улыбающийся продавец.
— Марин, держи карту, только на осень тебе их хватит? — тут же включился в разговор уже не такой скучающий парень.
Покупка явно состоялась, и счастливое щебетание парочки было слышно, даже когда мы удалились от них на несколько точек.
Обуви здесь много, и это факт, причем как устаревшей и некрасивой, за которую рука не поднимется отдать больше трех сотен, так и модной, которую интернет-стилисты рекомендуют покупать в этом сезоне любой уважающей себя модной даме. Только цена на черевички куда слаще, чем в местных магазинах и шоурумах, а если учесть возможные скидки, так вообще — мёд!
Фейков тоже много, и пройти мимо пары очевидно не брендовых кроссовок, не сфотографировав их, сложно. Выглядит смешно, но такие уж они — эти рынки. Спрос на них тоже есть, а значит, продажи будут всегда.
Говоря о фейках, признаемся честно: мы надолго зависли в отделах с подделками люксовых сумочек и прочих аксессуаров. Мы нередко изучаем гардеробы местных чиновников на наличие модных вещичек за баснословные суммы и находим их, а на Вьетнамском рынке обнаружили буквально Мекку для тех, кто хочет почувствовать себя дочкой татарстанского депутата или детским омбудсменом. С оговорочкой, что заплатить за полное обмундирование нужно будет не миллионы, а какие-то сотни рублей.
Классические и более молодежные, джинсовые, сумки Hermes можно забрать по 3000 за штуку, Chanel с радостью отдадут за 2500, чуть больше придется выложить за модную в последний год малышку от Diesel — 4000. Но суммы абсолютно подъемные, а для тех, кто любит блистать несуществующим богатством в соцсетях и умеет подбирать правильные ракурсы, чтобы не было видно несоответствующую оригиналу по цвету фурнитуру сумки — здесь настоящий рай.
— Смотри, точь в точь, как у Энже «Картье», такой же браслет! — тащит подругу за собой к стеклянной витрине одного из отделов девушка в платке.
— Да, и «Ван Клиф» неплохо выглядит, можно взять, — соглашается с ней красотка в очках.
— Сколько стоит? По 400? А если мы вот эти и эти по 10 штук возьмем, отдадите по 250? — очень профессионально ведет дела первая девушка.
— По 270 максимум, красавицы, — тянет продавец. — Ну 260 — край! По номеру счета переводите.
И вновь на наших глазах за считаные минуты происходит обмен товара на деньги, когда один просит скидку, а другой играет, но в итоге соглашается. Стамбул какой-то, да и только!
На Вьетнамском рынке удивительным образом соседствуют модные велюровые костюмчики со стразами и ночные сорочки для женщин старше 60 лет, семейные трусы в клеточку и прозрачные стринги, состоящие из трех веревочек, военная форма и парадные серые костюмы для выпускников. Контраст дикий, но спрос есть на всё.
Здесь очень шумно, продавцы особо не лезут с предложениями купить что-то исключительно у них, они общаются друг с другом, обсуждают бытовые проблемы — от кого ушел муж, в каком ряду появилась новая девочка-продавщица, во сколько можно будет закрыть точку сегодня... В какие-то моменты кажется, что они здесь не торгуют, а просто живут, а покупатели их больше раздражают, нежели интересуют.
— Бесконечный день какой-то сегодня, — жалуется одна обитательница лавки с бельем другой. — Да хоть так забирай, только отстань! — шипит она на молодого парня, в третий раз уточняющего, налезут ли носки размера 41–46 на его 45-й и точно ли они будут стоить 50 рублей.
Блуждая между рядами и, кажется, совершая уже второй круг по одному и тому же маршруту, заплутав, замечаем одну интересую особенность. Продавцы практически всех точек с нижним бельем — это женщины в платках. И ладно бы, только панталонов с бантиком под пупком, так и тех отделов, что предлагают всем желающим очень откровенное, эротическое белье.
— Я сама такое, конечно, не ношу, но девушки молодые берут, вот моделька новая в леопардовом цвете пришла, у вас какой размер чашки? — подлетает к нам одна из них, стараясь приложить поролоновый бюст к моему пуховику в районе груди. Сервис!
И все же есть что-то привычное для глаза на этом рынке — например, платный туалет, вход в который охраняет грозная бабуля, сердито высчитывающая каждую копейку, и запах из которого не перебивают даже духи из лавки, которая находится сразу за стеной от уборных. И столовая со смешной вывеской, которая в два часа дня уже закрыта, но запах еды из больших алюминиевых кастрюль всё еще витает в воздухе.
Сказать, что на этом рынке мы увидели что-то из ряда вон выходящее, мы не можем. Достаточно чисто, видно, что полы моют, сами продавцы аккуратно раскладывают свой товар, нет пыли и грязи. В некоторых местах пахнет дешевой искусственной кожей и резиной, такой, знаете, запах из детства, когда ходил с мамой по рынку и переодевался на картонке за бордовой шторкой. Но это даже приятно, ностальгия, ничего страшного в этом нет.
Продают здесь не только одежду и обувь, но и множество безделушек, детских игрушек, часы, духи, аромамасла, головные уборы, нижнее белье, медицинскую форму, резиночки и заколочки... Даже парики и ершики для унитаза. Кажется, сюда можно прийти и не только одеть всю семью за пару часов, но и обставить дом, закупив всё: от штор до коврика в ванную комнату.
Конечно же, встречаем и наших любимцев из «Слово пацана. Кровь на асфальте» (18+) — смотрят на нас с ехидными улыбочками с футболок по 700 рублей. Продавец готова отдать Адидаса и Пальто на черном или белом 100% хлопке по 500 рублей, но за Маратика просят больше — 800 и ни рублем меньше.
— Наш Маратик, татарстанский, у него цена своя, тут снизить не могу, хорошо покупают, быстро разлетаются, — рассыпается в извинениях продавец.
И всё же за несколько часов блуждания по Вьетнамскому рынку мы делаем один важный вывод, который пригодится каждому покупателю, который хочет уйти с выгодно приобретенными обновками. Одевайтесь так, словно идете не на рынок, а бежите выбрасывать мусор, проспав всё на свете и забыв, что вокруг вас люди. Максимально просто, даже растрёпано — и не дай боже вы возьмете с собой дорогой телефон. Лучше кнопочный. Поверьте, чем лучше вы выглядите, тем выше цену для вас будут называть. Разница может составлять аж до 1000 рублей, как мы смогли вычислить.
Продавцов-вьетнамцев мы видели и можем пересчитать их по пальцам на одной руке — четыре человека и ни одним больше. Преимущественно на рынке сейчас торгуют мусульманки в платках и мужчины с полумесяцами на шее. Повсюду слышится татарский язык, и после недолгого пребывания внутри называть рынок Вьетнамским кажется уже чем-то неправильным.
Рынок закрывается в 17:00, но продавцы начинают таять на глазах уже ближе к 16:00, и это удивительное зрелище! Буквально минуту назад ты рассматривал товары в одном ряду, отвернулся, а повернувшись обратно, видишь лишь сверкающие пятки человека, который до этого стоял за прилавком. Не знаем, насколько они пунктуальны в открытии своих торговых точек, но закрытие у них четко и по расписанию — в пять часов вечера здесь делать абсолютно нечего.
И еще одно любопытное наблюдение — даже при наличии терминала для оплаты продавец, скорее всего, попросит вас оплатить товар банковским переводом. Мы слышали разные причины: «ой, терминал барахлит», «вообще терминал только для красоты» и «да вам же самой так удобнее будет». Наличку тоже принимают с радостью и сдачу выдают грязными, замусоленными купюрами.
В целом походом на рынок мы остались довольны: он сильно отличается от тех мест, где мы бывали раньше, он гораздо чище и организованнее, цивильнее, но тут, думаем, стоит отдать должное тому, что он крытый. На улице соблюдать чистоту и спокойствие продавцам было бы тяжелее. Закрытых с самого начала торговых точек было буквально две или три на весь рынок, и цены здесь оказались приятными, поэтому большой поток покупателей также выглядел логичным.
И учитывая, что мы увидели очень много вещей, которые неоднократно лайкали в интернет-шоурумах и отмечали на витринах казанских модных магазинчиков, теперь знаем, куда на самом деле за ними стоит идти, чтобы сэкономить не одну тысячу рублей.
С 2002 года Вьетнамский рынок принадлежал ООО «Витарус», единственным директором которого была уроженка Вьетнама Дао Тхи Кой, казанцами ласково именуемая проще — Мадам Кой. В 1987 году Дао Тхи Кой была направлена в СССР в качестве переводчицы для вьетнамских работниц — попала она на швейные фабрики № 9 и 4 Казани. В 1994 году она открыла «Торговый дом иностранцев», в 1995 году — рынок на улице Журналистов. Мадам Кой отошла от дел после серьезного пожара в 2015 году, вышла на пенсию, и рынком вплоть до июля 2020 года владела московская компания ООО «Региональный Склад-Восток». Далее следы владельцев рынка теряются, и сказать, кому именно он принадлежит на сегодняшний день, невозможно.
Всё самое интересное публикуем в телеграм-канале 116.RU. Подписывайтесь!