Город «Вы руки после этих блохастых помойте». Гуляем по старейшему рынку Казани, примеряем шапки и смотрим, как голуби воруют семечки

«Вы руки после этих блохастых помойте». Гуляем по старейшему рынку Казани, примеряем шапки и смотрим, как голуби воруют семечки

Судя по всему, рынок уже работает себе в убыток и частники перестают арендовать там павильоны

Центральный рынок Казани уже давно принято называть просто — Колхозный

Редакция 116.RU продолжает прогуливаться по местам, где время замерло, — казанским рынкам.

Начинали мы с большого обзора Московского рынка, который в будущем планируют превратить в «место притяжения модной молодежи», но пока что он продолжает утопать в дешевом барахле и антисанитарии. А следующая наша остановка — старейший рынок Казани, многими любимый Центральный, который в народе чаще называют просто — Колхозный.

Колхозный рынок — это не только большое, крытое помещение, но и уличные лавки и близлежащие ТЦ

Самый старый рынок работал в столице Татарстана еще до войны, а свой нынешний облик получил в начале 2000 годов, после реконструкции. Рынок занимает площадь в три гектара, и каждый день туда приходит около 50 тысяч человек. По крайней мере, об этом говорится на официальном сайте рынка.

Колхозный рынок находится в самом сердце Казани, в Вахитовском районе, на улице Мартына Межлаука. И давайте сразу объясним для тех, кто даже бывая там неоднократно, совсем запутался и не понимает, что из кучи построек, торговых лавок и крытой продуктовой очереди считать официальной частью рынка, а что нет.

Запутаться во всех точках действительно легко, их много, и они очень разные

К границам рынка действительно примыкают другие крупные объекты: 4-этажный торговый центр «Модная семья», 3-этажный торговый центр «Муравейник», специализированные рынки «Нереида», «Торговый город», «Ямская», «Торговая слобода» и «Витаком». И да, они являются обособленными хозяйствующими субъектами, но горожане настолько привыкли устраивать забеги сразу по всем точкам, раз уж выбираются на рынок, что всё равно называют всю эту кучу одним «Центральным колхозным рынком». Если вам принципиально разделение, то ориентируйтесь по вывеске с говорящим названием, чтобы понять, что такое — официальная Колхозка.

Торговый центр «Муравейник» к рынку официально не относится, но казанцы уже привыкли считать здание его частью

Мы решили пробежаться по всем заметным частям рынка, не обделив ни уличных торговцев, ни обитателей крытой части. Да, время выбрали, возможно, не самое лучшее — прогуливались в снегопад, но рынок же круглогодичный, верно? Да и торговля шла активно, несмотря на погоду.

Не хочется сравнивать с рассмотренным нами ранее Московским рынком, но в глаза слишком уж сильно бросается то, что на Колхозке, в отличие от его собрата, гораздо больше молодежи, нежели пожилых людей. Недалеко от рынка расположились университеты, и задорных парней и девчонок здесь можно встретить чаще, чем пенсионеров, видимо, удобно зайти и купить необходимое после учебы.

Рынок работает круглогодично

— Сдавала документы в деканат, я староста группы, мама попросила заглянуть на рынок, купить фруктов, мы всегда здесь покупаем, дешевле, чем в магазине, можно выбрать, — объясняет нам раскрасневшаяся девушка по имени Рузалия. — К рынкам отношусь нормально, это же история, пусть и уродская. Моих родителей ничего не смущает, я здесь бываю, потому что удобно, это же так и должно быть? Чтобы удобно людям было.

На Центральном рынке и правда можно найти очень многое: по пути в крытую часть проходим мимо заваленных снегом лавок с меховыми шапками, пластмассовыми детскими игрушками, варежками, тапочками и нижним бельем для тех, кому комфорт важнее красоты.

Пластмассовые и глиняные безделушки за копейки — стандартный набор на всех рынках
Теплые тапочки и варежки, как если бы связала родная бабушка, — такого добра на Центральном рынке много
Нижнее белье на грязных прилавках, любых размеров и любых фасонов, кроме современных, — классика любого рынка

Даже на какое-то время задерживаемся, примеряя снова модную после выхода сериала «Слово пацана. Кровь на асфальте» (18+) пушистую шапку, очень напоминающую украденный ради мамы главного героя головной убор учительницы. Цена неожиданно сильно кусается — 5000 рублей за искусственный мех и ненатуральную кожу в зацепках у подкладки. Продавец кричит нам вслед, что сделает щедрую скидку и предлагает финальную цену — 4800...

— Вы такую нигде больше не найдете, у меня племянница такую уже какую зиму носит, всё ей сноса нет! — предпринимает последнюю попытку торгаш, машет на нас рукой и удаляется вглубь своей лавки.

Шапки на рынке покупать не советуем — с таким качеством дешевле выйдет в любом интернет-магазине

Ностальгия накатывает с неведомой силой, когда видим прилавок, на котором разложены мешки с разными видами семечек. Голуби бесцеремонно пытаются утащить из тех, что ближе к краю, хотя бы пару семян, а продавщица их рассерженно гоняет. Хотим взять стакан жареных за 20 рублей, попутно интересуясь, сама ли женщина их жарила, но на нас смотрят с удивлением.

Семечки на рынке нынче отсыпают в целлофан, а не в газетку

— Девочки, мне привозят — я продаю, ну какое сама, ну вы что, глупые что ли? Целый мешок бы что ли нажарила да притащила? — язвительно говорит она, вглядываясь в наши разочарованные лица, и отсыпанные семечки, отправившиеся не в газетный кулек, а в целлофановый пакет, окончательно возвращают нас к реальности.

Футболки, нацеленные на молодое поколение, здесь встречаются уже чаще, чем белорусский трикотаж

Рынок местами, конечно, как воспоминание из далекого детства, когда не существовало больших торговых центров, масс-маркета и тяжелого люкса, а термоподштанники предлагали примерить прямо тут, на картонке, прикрывшись старой шторой, пока мама уверяет, что никто на тебя не смотрит, ведь ты никому не нужна. Но люди здесь работают современные, цены тоже вполне себе 2023–2024 годов, сдачу тебе высчитывают в калькуляторе на 11-м айфоне, а футболку предлагают купить не фирменную из Турции, а с логотипом TikTok из Китая.

Переодеться на картонке за старой шторой — одно из самых ярких воспоминаний детства и юности многих казанцев

Вообще, при этом здесь можно найти что-то совсем странное для нынешнего времени — к примеру, лавку с лекарственными травами. И снова — продавец отчитала нас за то, что мы задаем ей глупые вопросы о месте сбора этих самых трав. Мол, я вам не сборщик, я всего лишь торговец.

Выяснить, откуда привозят лекарственные травы, нам не удалось

На улице у входа в торговую крытую галерею продают еще и медицинскую униформу прямо напротив магазинчика с мясом, что не может не вызвать улыбку — даже сейчас, зимой, из мясного царства доносятся очень сильные ароматы, а грустно колыхающиеся на ветру халатики медсестер впитывают все эти запахи в себя. Очень странный выбор расположения точек.

Мясная точка расположилась прямо напротив магазина медицинской униформы

Замечаем, что многие лавки стоят пустыми и никому не нужными. Предполагаем, что это для сезонной торговли, и они пустуют лишь в холодное время года. Однако продавец того самого мясного отдела объясняет, что в последние годы многие его «соседи» в принципе ушли с рынка — нет того выхлопа, что был раньше. И цены стали выше, и покупатели избирательнее.

— Они со скидками в супермаркетах со своими карточками покупают, домой многое сейчас привозят быстро, зачем людям на рынок ездить? Держимся с постоянными покупателями, но ценники тоже поднимаем, потому что мясо из хозяйств возим, там цены растут. Не знаю, как долго будем работать, пока тут, а дальше — как жизнь ляжет, — откровенничает мужчина.

На рынке много пустых лавок без торговцев

Добравшись, наконец, до крытого рынка, не можем не удивиться тому, что внутри всё выглядит гораздо лучше, чем снаружи. Не сказать, чтобы очень уж современно, но, по крайней мере, чисто и аккуратно. Не обходится и без «национального колорита» — несколько магазинчиков с тюбетейками, лавки с чак-чаком и казылыком, а также надпись «сосискалар» над отделом с колбасами. Это, возможно, чтобы посетители не забывали, что они в Казани находятся.

Тюбетейки с вышивкой на рынке для того, чтобы люди не забывали, в каком городе они отовариваются
Названия разных колбасных продуктов на разных языках мира, в том числе и на татарском, — любопытное ноу-хау

— А почем капустка? Ой, отлично, мне вон тот кочан пожалуйста, рахмат, — звучит с одной стороны.

— Не, давай за 200, и я еще яблок возьму! Хорошо, договорились, — бьют по рукам с другой.

Здесь шумно, народ приценивается, покупает, сравнивает, нюхает, уточняет. Всё, как и должно быть на любом рынке. Цены здесь очень разные, к слову, иногда даже выше, чем в сервисах доставки, однако не возбраняется торговаться и получать хорошие скидки.

При этом, не кривя душой, признаемся, что даже в рыбном отделе не было какого-то ужаса в плане неприятных запахов или грязи, всё вполне себе аккуратно. За это Колхозный рынок однозначно можно похвалить.

Неприятного запаха на рынке мы не заметили, что не может не радовать
Свежая зелень и овощи — за этим точно стоит идти на Колхозный рынок

А вот за что хотим покритиковать, так это за так называемый птичий рынок в подвале. Огромная площадь со скулящими щенками, котятами со свалявшейся шерстью и бьющимися об решетки крысами. Невозможно смотреть на всю эту живность, явно находящуюся в плачевном состоянии, без слез. Условия содержания будущих питомцев, если они, конечно, вообще доживут до своего освобождения из клеток, кошмарные.

Из этого ада хотелось сбежать сразу же, как мы там очутились, а продавцы уже привыкли к плачу живых существ — они даже не обращают на них внимание. Где-то в клетках перевернуты миски с водой, где-то в пушистым попкам уже намертво приклеились фекалии, но всем всё равно.

Птичий рынок на цокольном этаже — пережиток прошлого, который давно пора устранить
Животные содержатся в очевидно плохих условиях

— Вы руки только после этих блохастых помойте, если трогали, — советует нам продавщица из отдела постельного белья, что расположился рядом с лестницей на цоколь. — Там здоровой животинки не найдете.

Посещение «птичьего» отдела рынка окончательно портит нам настроение, и мы решаем покинуть Колхозку, по крайней мере, на сегодня. С одной стороны, рынок однозначно имеет место быть, да и под крышей выглядит вполне цивилизованно, с другой, он всё еще, по большей части, заполнен бесполезными лавками с ерундой и барахлом, которое никому не нужно. Повышение цен заставляет многих лавочников закрываться, а оставшихся — наглеть и агрессировать на покупателей. Порядок здесь бы не помешал.

У Колхозного рынка есть свои плюсы, однако навести порядок здесь бы точно не помешало

Согласно данным сервиса «Контур.Фокус», рынком управляет ОАО «Центральный рынок Казани», директором с 2015 года числится некий Эрик Абдуллин. До апреля 2022 года компания принадлежала Комитету по управлению коммунальным имуществом администрации Казани и ООО «Компания «Сувар-Казань»», а информация о действующем владельце скрыта.

Зато есть финансовая отчетность. Так, за 2021 год ОАО «Центральный рынок Казани» получил выручку в 156 миллионов рублей. Чистая прибыль составила 11,1 миллиона рублей. Данные за 2022 год уже не такие оптимистичные. Выручка упала на 25% и составила 116 миллионов рублей. При этом рынок отработал в убыток на 11,4 миллиона.

Пока что продавцы на Колхозке еще работают, но не факт, что это продлится долго

Также удалось найти любопытную информацию — в марте прошлого года банк «Ак барс» обратился в суд с просьбой признать своего должника — ОАО «Центральный рынок Казани» — банкротом. Сумма, указанная в иске, превышала 540 миллионов рублей. Однако уже в апреле банк отозвал свой иск.

Всё самое интересное публикуем в телеграм-канале 116.RU. Подписывайтесь!
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем