В нашу редакцию обратились несколько жителей Казани. У всех была одна жалоба, она же вопрос: почему авиабилеты из столицы Татарстана буквально за пару месяцев и недель бешено взлетели в цене? Разбираемся вместе.
Жительница Казани Марина рассказывает: часто летает в соседний Оренбург и билет всегда в одну сторону стоил в районе 4 тысяч рублей. А буквально на днях девушка решила еще раз скататься к соседям. Открыла сайт по продаже билетов и удивилась: тот же рейс, тот же маршрут, та же авиакомпания, но цена уже 9 тысяч рублей в одну сторону.
— «ЮВТ АЭРО» взвинтили цены вдвое. Позвонила им, мне сказали, что это из-за отмены субсидий авиаперевозчикам цены стали коммерческими, и так теперь будет всегда, — возмущается Марина в беседе с нашим журналистом.
Еще одна наша читательница, Миляуша, рассказала о своих частых поездках в Санкт-Петербург. В культурную столицу девушка обычно покупала билет за 5 тысяч рублей в обе стороны. Понятное дело, что это без багажа и самый дешевый тариф, подчеркивает Миляуша. Но ровно тот же билет теперь ей обходится в 9–11 тысяч рублей.
И если рост цен на билеты в тот же Петербург можно объяснить туристическим сезоном, то другой наш читатель негодует, почему взлетели цены на полеты в Сибирь.
— Богом забытый город, где туристов никогда не бывает. Но цены такие, будто бы там лучшие курорты и пляжи во всей России, — возмущается Александр.
По его словам, в феврале он из Новокузнецка прилетал в Казань вместе с супругой. На двоих в одну сторону они заплатили 8 тысяч рублей. Сейчас в лучшем случае столько стоит билет на одного.
Еще одна наша собеседница, Алена, тоже рассказывает про путешествие в Кузбасс. По ее словам, зимой из Казани в Кемерово можно было улететь за 16 тысяч. Это цена в одну сторону на двоих. Теперь же столько придется выложить только на одного пассажира в одну сторону.
— Я не понимаю логику совершенно. Решила купить билеты в Кемерово и была в шоке. Если брать билет туда и обратно с захватом выходных, то придется выложить 23 тысячи рублей на одного. Мы куда летим? В Нью-Йорк? Или в совершенно нетуристический, рабочий городок? Причем речи не идет о каких-то дорогостоящих авиакомпаниях. В Новокузнецк, например, летает «Северный ветер», в Кемерово — «ЮВТ АЭРО», — сетует Алена.
Наши читатели даже подметили рост цен на полеты в Москву. Как говорит Ильсур, в командировки он катается в столицу часто. И раньше даже купленный за 2–3 дня билет обходился ему в 4 тысячи рублей туда-обратно. Сейчас же это стоимость билета только в одну сторону.
За разъяснением такой аномалии мы обратились к исполнительному директору агентства «Авиапорт» Олегу Пантелееву. Он объяснил, с чем все-таки связан рост цен на авиабилеты.
— Сейчас мы наблюдаем повышение цен, с одной стороны, по отношению к предыдущему месяцу, и к аналогичному месяцу прошлого года. И первая ситуация, то есть рост цен в феврале к марту — это многолетняя практика. Чем выше спрос, тем выше предложение. Поэтому до августа включительно цены, как правило, растут, за редким исключением. Если вдруг что-то случается сверхнеобычное, например пандемия. Она действительно внесла свои особенности, и цены скорректировались не так, как в предыдущие годы, а совершенно по-другому, — объясняет Пантелеев.
По его словам, если сравнивать цены год к году, то действительно рост тарифов есть. Но здесь есть одна важная деталь. Дело в том, что в постпандемийный период подействовали факторы, которые не давали авиакомпаниям возможности перекладывать свои возросшие расходы на потребителя. За 2020, 2021 и 2022 года цены на авиабилеты росли ниже, чем уровень инфляции. Более того, были периоды, когда цены относительно аналогичного периода прошлого года даже снижались, говорит наш собеседник.
— Мы не совсем понимаем, с чем нам сравнивать текущие цены корректнее. С пандемийным годом или за год до ковида. Оказывается, что если сравнить цены с 2019 годом, то цены растут ниже, чем уровень инфляции. Если сравнивать с 2022 годом, то получится, сейчас прирост относительно небольшой, но в мае-июне, когда мы будем сравнивать тарифы 2022 года и 2023 года, то окажется, что рост цен довольно-таки существенный, именно из-за того, что отсутствует государственное субсидирование для авиакомпаний, — говорит эксперт.
Пантелеев добавляет, что эффект от отсутствия госсубсидирования будет виден по итогам мая-июня. Именно в прошлом году, когда авиакомпании получили субсидии, они провели массивные распродажи, что существенно снизило средний чек на билет. Наш собеседник также привел данные профильной авиационной ассоциации АЭВТ. По их подсчетам убыток авиакомпаний в прошлом году составил 144 миллиарда рублей, и это несмотря на господдержку. Другими словами, авиакомпании всё равно остались в минусе.
— Это обстоятельство и показывает, что если авиакомпании и дальше будут с точки зрения финансового благополучия зависеть не от работы с клиентами, а от лоббистских способностей, то для отрасли будут неприятные последствия. Когда-нибудь государство скажет: ой, извините, у нас деньги нужны на более важные вещи, чем полеты пассажиров, поэтому разбирайтесь сами. А отрасль уже к этому моменту привыкнет к субсидиям и будет сидеть на них очень-очень плотно. Представьте себе тигра в зоопарке, если ему перестать давать мясо и не выпустить его на волю. Он умрет с голоду, — объясняет Олег Пантелеев.
Он подчеркивает, авиакомпаниям нужно сохранять баланс, не прибегать к резкому повышению цен. Дело в том, что ситуация складывается следующим образом: цены на билеты повышаются вынужденно, но пассажиры не готовы платить много. По его мнению, авиакомпании не должны экспериментировать с шоковой терапией.
Пантелеев прогнозирует самый высокий рост цен на авиабилеты в августе этого года. В данном случае всё будет зависеть от законов рынка, то есть от спроса и предложения.
— Если вдруг произойдут какие-то события, которые сформируют дефицит предложений, то цены повысятся, когда предложение будет наиболее востребовано, — заключил Олег Пантелеев.
Ранее мы публиковали комментарий замглавы Минтранса Игоря Чалика, который объяснил: государственной субсидии пока нет, поэтому цены на авиабилеты будут расти. По его словам, в 2022 году авиакомпании получили от государства 100 миллиардов субсидий. В этом году тишина. Из-за этого, говорит Чалик, цены могут вырасти от 15 до 30%. Более того, авиакомпании еще и могут сократить количество рейсов.