После того как мэр Казани Ильсур Метшин во всеуслышание заявил о том, что у городских властей есть планы на капремонт улицы Баумана, сразу же зашевелились чиновники рангом пониже. Накануне в соцсетях стали появляться сообщения о том, что на улице уже начали проводить озеленение и менять скамейки.
А дальше в городе провели встречу представителей мэрии и общественности. На нее, кстати, мог прийти любой желающий. За время трехчасового разговора был обозначен ряд задач, который нужно начать решать перед началом реконструкции улицы. Мы тоже побывали на этой встрече и собрали наиболее важные вопросы по будущему капремонту центральной улицы Казани.
Баумана как ассоциация с «Макдоналдсом»
Встречу открыл глава администрации Вахитовского и Приволжского районов Казани Марат Закиров. Первым делом он отметил, что власти ни от кого не прячутся, ведь именно на таких встречах и решаются ключевые вопросы, которые есть у жителей города.
— Для меня улица Баумана — это прежде всего живой организм. На нее влияют и внешние факторы, и внутренняя работа. Если для меня улица Баумана ассоциировалась с «Макдоналдсом», после Универсиады я понял, что это исторический центр, оказывается, здесь есть отреставрированные дома, и эта улица — наше богатство. А когда я стал главой Вахитовского и Приволжского районов, обойдя здесь дворы, я понял, что тут много людей, которые здесь живут, работают, создают досуг для туристов, — сказал Закиров.
Он напомнил и о том, что Баумана вообще-то соседствует с улицей Профсоюзной, а то, что это абсолютно два разных мира, для Закирова стало вообще шоком.
— Я перестал давать Баумана поверхностную оценку, это не просто здания и магазины, а это прежде всего люди и большие команды, — отметил чиновник.
«Это не очень уютное место. Она не для людей, а больше для туристов»
Далее слово взяла главный архитектор Казани Ильсияр Тухватуллина. В своей вступительной речи она, как всегда, была немногословна. Для нее в первую очередь улица Баумана сейчас не для людей, а именно для туристов.
— Эта тема (реконструкция Баумана. — Прим. ред.) меня давно беспокоила. Это не очень уютное место. Она не для людей, а больше для туристов. Сейчас мы формируем техническое задание для нашего города. Мы постараемся сделать улицу живой и превратить в единый организм, — сказала Тухватуллина.
Далее уже перешли к вопросам из зала, которых оказалось очень много. Людей интересовали не только деревья и плитки, а глобальные вопросы вроде вывесок, шума и даже судьба местных подземелий.
Людей раздражает вечный шум на Баумана
Первый вопрос был о наличии бездомных и «зебр» на улице, а также об огромном количестве шума, который доносится из каждого угла, от кафе до музеев.
На него решила ответить главный художник Казани Жанна Белицкая. Она сказала, что о проблеме известно давно, а чиновники пытались с ней бороться.
— Мы внесли изменения в правила благоустройства города, которые запрещают звуковую рекламу. Единственный минус — такую рекламу очень сложно отследить. Потому что, когда приходят контролирующие органы, владельцы заведений эту рекламу отключают. И получается, что нет нарушений. Но мы будем этот вопрос решать, — сказала Белицкая.
А вот вопрос, как будет решаться проблема с бездомными на Баумана, остался без ответа.
Еще один вопрос, который подняли на встрече, — это вывески, которые не приведены к единому стандарту. По мнению местных предпринимателей, они уродуют облик Баумана. Собравшихся интересовала и судьба дворов на пешеходной улице. Дело в том, что некоторые из них вообще имеют статус объектов культурного наследия, например, на Кави Наджми.
— При реконструкции улица Баумана не будет рассматриваться отдельно. Она будет реконструироваться от Профсоюзной до Островского. Но нужно понимать, что общего плана нет. Каждый двор, который есть на пересечении улиц, — уникальный. Мы готовы обсуждать концепцию каждого из них отдельно, — объяснила Жанна Белицкая, при этом не уточнив, что же все-таки делать с вывесками, которые вообще-то до сих пор не приведены к единому стандарту.
На преображение подземных галерей ни у кого нет денег
На встрече не обошли вниманием и подземные галереи на Баумана. Подземелья пустуют уже много лет. Недавно мэр Казани Ильсур Метшин заявил, что у города нет денег на этот объект. Пока квадратный метр реализации подземного проекта в разы дороже, чем сделать то же самое наверху или где-то на другой центральной улице. Градоначальник вспомнил, что проектом занимался предприниматель Ирек Миннахметов. Но после его смерти планы семьи по поводу подземки изменились. Сейчас власти Казани ищут нового инвестора для подземки.
— Там есть вопросы с собственниками. В вопросе с галереями не нужно торопиться. Здесь точно должен быть проект, а сегодня его нет в том виде, в котором его можно было бы реализовать. Часть инвесторов подключалась к этому процессу, но в силу определенных обстоятельств нам нужно искать новые пути решения. Эти подземелья не могут существовать отдельно. Улица не может развиваться отдельно. Сегодня мы еще только в самом начале пути, — сказала Тухватуллина.
«Эти подземелья не могут существовать отдельно. Улица не может развиваться отдельно»
По словам главного архитектора города, желание заняться подземными галереями у собственников есть, но по экономическим причинам их планы не срослись. То есть те траты, которые они должны понести, неоправданны.
— Там очень сложные инженерные системы. Например, дымохода, вентиляции воздуха. Все проблемы нужно будет решать, поэтому проект непростой, — отметила спикер.
К беседе подключился и Марат Закиров. Он прямо на собрании объявил о поиске инвестора, который хочет вложить свои деньги в эти подземелья. Однако этот вопрос вызвал лишь смех в зале.
Для кого нужна улица Баумана?
Были на встрече и те, кто работает на Баумана уже долгие годы. Например, Михаил, который ведет свой ресторанный бизнес на этой улице с 2000-х годов. Он сказал, что надо понять, для кого улица Баумана. Нужно отказаться от таких понятий, как местный житель и турист, потому что это не критерий. Поэтому если понять, чего люди хотят от этой улицы, то придет и всё остальное.
«Могу сказать о том, что с 2003 года и вплоть до 2008-го каждый день на улице Баумана обнаруживали трупы»
— Я работаю на улице Баумана с 2002 года. Могу сказать, что за это время изменилось очень многое. Сейчас мы говорим о том, как всё плохо, а я могу сказать о том, что с 2003 года и вплоть до 2008-го каждый день на улице Баумана обнаруживали трупы. Мы всегда недовольны, это хорошо. Но нужно понять, для кого будет эта улица, — добавил мужчина.
Как подняться на улицу со станции метро маме с коляской?
Еще один немаловажный вопрос — это общедоступность станций метро, которые прилегают к Баумана. Ведь для многих людей именно с них начинается эта улица. Со станций «Площадь Тукая» и «Кремлевская».
— У меня есть маленькая дочь, я хожу с коляской. А теперь вопрос: как девушка с коляской и маленьким ребенком должна там подниматься? На «Кремлевской» есть подъемники, но они никогда не работают. А на «Тукая» их вообще нет. Там к тебе никто не подойдет и не поможет. Единственная надежда — на рядом стоящих людей. Как такое может быть на центральных станциях метро? — задалась вопросом девушка. На что получила странный ответ от Марата Закирова:
— Я с вами полностью согласен. Давайте решать этот вопрос. Приезжайте, мы увидимся.
О каких-то конкретных решениях чиновник так и не сказал.
Получится ли «поженить» Баумана и Профсоюзную?
Совершенно не секрет, что улицы Баумана и Профсоюзная, хоть и соседи, но совершенно разные. Единственное, что их объединяет, — это исторические здания да переходы друг от друга. Профсоюзная живет ночной жизнью, она создана для молодежи. Там бесконечное число баров, кафе и ресторанов. Баумана же все-таки больше про семейный отдых: тихие заведения, уличные музыканты, музеи, театры. Улица Баумана живет днем, и в меньшей степени — ночью.
«Некоторые хотят остаться в том контексте, в котором работают сейчас. Без всяких соединений. Не все поддерживают эту идею»
Во время встречи прозвучало предложение объединить эти улицы. Но не напрямую, а с помощью разных кластеров. Плюс они помогут выстроить диалог с собственниками домов, которые вроде как не идут навстречу.
— Далеко не все хотят во что-то объединяться. Некоторые хотят остаться в том контексте, в котором работают сейчас. Без всяких соединений. Не все поддерживают эту идею, — кратко резюмировал ответ на этот вопрос Марат Закиров.
По традиции представители власти по итогам встречи записали некоторые озвученные вопросы. Общественные обсуждения только начались. Говорить о каких-то реальных шагах еще рано. Учитывая непростую ситуацию в мире и в России в частности, как скоро приступят к капремонту улицы Баумана — загадывать сложно. Как заявил недавно Ильсур Метшин, «наши возможности будут видны по итогам полугода и 9 месяцев работы». Ждем.