Провалы дорог, перекрытие движения и скверный запах уже изрядно утомили жителей Ново-Савиновского района Казани. Причина этих проблем — третий северный коллектор. Его протяженность — 8 километров, 2 из них признаны аварийными. Именно на этих участках и происходили постоянные обрушения асфальта. Руководство МУП «Водоканал» планирует решить эту проблему в три этапа. Как — читайте в нашем репортаже.
Решение проблемы
Возле перекрестка Чистопольской и Меридианной полным ходом идут работы. Это первый этап реконструкции третьего северного коллектора. По плану, трубу отремонтируют до улицы Бондаренко. Это в общей сложности 750 погонных метров. Стоимость этих работ — 400 миллионов рублей. Завершить их Водоканал должен к августу 2022 года.
Параллельно этим работам МУП будет вести второй этап реконструкции коллектора на проспекте Ямашева. С апреля по июль 2022 года специалисты планируют отремонтировать участок протяженностью 850 погонных метров от улицы Адоратского до Амирхана. На это выделят 345 миллионов рублей.
Третий этап реконструкции, как говорит директор Водоканала Андрей Егоров, стартует уже в августе этого года. В этом случае рабочие отремонтируют участок протяженностью 700 погонных метров по улице Амирхана — от улицы Четаева до Чистопольской. Работы должны завершиться в конце года. На это потратят 911 миллионов рублей.
В общей сложности МУП «Водоканал» отремонтирует больше 2 километров изношенного коллектора и потратит на это 1,6 миллиарда рублей. Хотя еще в ноябре прошлого года руководство предприятия говорило о нехватке финансирования и даже пыталось решить проблему с деньгами с помощью федеральных программ. В них они не вошли, а вот деньги нашли.
— Деньги нашего предприятия. Мы кредитуемся и будем закрывать кредит за счет дополнительной инвестиционной программы, которая была принята в прошлом году. У нас есть основная программа и дополнительная, благодаря которой мы отремонтируем канализационные коллекторы за 6,9 миллиарда рублей за 7 лет, — заявил директор МУП «Водоканал» Андрей Егоров.
Восстанавливать трубы будут с помощью технологии полимерного чулка (рукава). Это специальная ткань длиной 50–70 метров. Ее спускают в коллектор, пускают туда холодную воду и затем нагревают до определенной температуры, чтобы она затвердела и превратилась в новую трубу. Когда всё будет готово, рабочие спустят под землю следующий рукав. Благодаря такому методу рабочим удастся сохранить городскую инфраструктуру. И хотя технология эта существует уже давно, в Казани она появилась относительно недавно.
— Это технология быстрая и относительно дешевая. По моему личному опыту, есть уже объекты в соседних городах, которые служат 25 лет. И, по нашим наблюдениям, там ничего не оседает, ничего не застревает. Это первый плюс. Второй плюс — есть города, где используется этот чулок уже 50 лет. Москва и Питер в исторических центрах уже давно используют эту технологию, — рассказал Егоров.
Что было раньше?
Разговоры о ремонте третьего северного коллектора ходили уже давно. Он был построен в 1985 году, а срок его эксплуатации истек еще 11 лет назад. Из-за аварийного состояния на дорогах Казани постоянно происходили провалы. Обрушение асфальта стало привычным делом для местных жителей. Только за 2021 год в городе произошло 25 разрушений свода коллектора, из-за которых образовались дыры в дорогах. За 10 лет произошло 41 подобное ЧП. Сейчас все они устранены.
Один из таких случаев произошел 30 апреля 2019 года во дворе дома по улице Чистопольской. Водитель припарковал автомобиль «Мазда» рядом с жилым домом и ушел по делам, а когда вернулся, понял — это провал. Машина частично угодила в яму глубиной около пяти метров. Но в тот день хозяину иномарки повезло. Его автомобиль спустя несколько часов удалось достать без повреждений.
А 16 сентября 2021 года под асфальт неподалеку от перекрестка улицы Адоратского и проспекта Ямашева провалилась «Газель». Водитель пытался заехать на тротуар, но почти сразу вместе с машиной угодил в яму глубиной несколько метров.
А вечером 1 декабря того же года на улице Чистопольской у дома № 60 обвалилась проезжая часть. Из-за этого схему движения общественного транспорта пришлось менять. После устранения проблем перевозчики вернулись на прежний маршрут.
В целом по Казани проложено около 3 тысяч километров канализационных сетей, степень их износа — около 70%. В октябре прошлого года Андрей Егоров сообщил: по оценкам экспертов, для ремонта инженерной инфраструктуры холодного водоснабжения и водоотведения города требуется больше 65 миллиардов рублей.