В Казани решили судьбу театра имени Камала. Восемь коллективов из разных стран представили членам жюри свое видение относительного нового здания театра. В итоге победитель выиграл с очень маленьким преимуществом, чем расстроил многих членов жюри. Кто не оценил новый проект? Как он будет выглядеть? Когда и за какие деньги его построят? Об этом в нашем материале.
С чего всё началось?
История Татарского академического театра имени Галиаскара Камала берет свое начало еще в 1906 году. Свой нынешний облик он получил в 1985 году. Однако за 37 лет здание морально устарело. Первые разговоры о необходимости изменений зародились в стенах театра. Артистам и другим работникам культуры попросту стало тесно в этих помещениях. Просились перемены.
— Нам не хватает репетиционных помещений, обустроенных гримерных, у нас нет танцзала, пространства, где актеры могли бы проводить самостоятельные занятия, дефицит производственных помещений для хранения декораций, реквизита, костюмов, у нас сейчас созданы очень скромные условия для обслуживающего персонала (они ведь тоже участники общего творческого процесса), — говорил о проблеме театра его главный режиссер Фарид Бикчантаев.
Отдельно он высказывался об отсутствии современной сцены. Мол, режиссерам и художникам не хватало пространства для воплощения своих самых смелых идей.
В августе 2016 года разговоры дошли и до президента РТ Рустама Минниханова. Тогда же ему предложили варианты реконструкции театра. С тех пор глобальных изменений не было. Однако переломный момент в жизни легендарного театра настал лишь летом прошлого года. В июле 2021-го власти Татарстана приняли решение — реконструкция не поможет, необходимо новое здание и в другом месте. Для этого нужно было собрать именитых архитекторов и объявить конкурс. На том и решили.
Конкурс
Вписать свое имя в историю казанского театра решились 537 участников из разных городов и стран. В октябре 2021-го в Казани члены жюри рассмотрели заявки от 26 объединений и 13 индивидуальных конкурсантов из 14 стран мира. В финал попали 8 команд.
8 коллективов из 6 стран на протяжении 4 месяцев разрабатывали свои проекты. Задач было несколько: сохранить татарскую национальной культуру в архитектурном облике и орнаменте здания, создать привлекательность не только для казанцев и туристов, но и для татарских зрителей, живущих в разных уголках планеты, а также повысить эффективность его работы и улучшить условия труда для артистов.
Одной из важных задач было включить театр в экосистему озера Кабан и всей Старо-Татарской слободы. По плану он должен расположиться в Казани на пересечении улиц Хади Такташа и Нурсултана Назарбаева, на берегу озера.
Еще вчера, 16 февраля, все финалисты представили свои работы членам жюри. В их состав вошли 33 человека. Это и мэр Казани Ильсур Метшин, и главный режиссер театра Фарид Бикчантаев, и министр культуры РТ Ирада Аюпова, а также архитекторы, чиновники, художественные руководители и именитые актеры, в числе которых Чулпан Хаматова и Евгений Миронов.
Они обсуждали все представленные проекты несколько часов и в конечном счете выявили победителя. Им оказался проект московского ООО «Ваухаус». Компания руководит объединением, в которое входят: Kengo Kuma & Associates (Токио, Япония), Werner Sobek AG (Штутгарт, Германия) и ООО «ПТМ Архитектора Бакулина Германа Алексеевича» (Казань, Россия).
Утром 17 февраля о победе коллектива было объявлено официально. На некоторых членах жюри, что называется, не было лица. Как отметил председатель жюри Ильсур Метшин, он, как и многие другие, голосовал за другие варианты. В частности, ему понравился проект Bespoke, считая, что именно он соответствует стилю Казани.
Мэр города неоднократно с видимым разочарованием говорил, что победитель получил очень небольшое преимущество. Отрыв всего в 0,7 балла.
— Наше старшее поколение выбрало вот такой модерн. Для меня это было полной неожиданностью, что выбрали такой смелый и авангардный проект, а вот классику, которая относится к нам (не выбрали. — Прим. ред.), — разочарованно заявил Метшин.
С таким же настроением выступил и главный режиссер театра Фарид Бикчантаев, который узнал результаты только перед пресс-конференцией. Сильно разочарованный режиссер вспомнил татарскую поговорку: «На свадьбе всегда найдется обиженный человек». С трудом подбирая слова, он делал очень длинные паузы в своей речи.
— Я был также уверен, что победит Bespoke. Я откровенно говорю... От того, что я настаивал... Я не знал итоги голосования, — едва подбирал слова Бикчантаев.
Не была рада решению жюри и помощник президента РТ Наталия Фишман. Она не скрывала, что недовольна этим итогом, но отметила, что его надо уважать и принять.
— Были манипулятивные некоторые голоса. Может быть, мы предпочли не продавить, а уважать мнение — даже то, с которым мы несогласны. Я за это очень признательна. Несмотря на то что я лично не согласна могла бы быть с решением, я очень благодарна за то, что я была частью процесса, в котором так были расставлены приоритеты, — добавила Фишман.
Каким будет новый театр?
Новый проект представил японский архитектор Кэнго Кума. Он отметил, что было очень важно сохранять взаимосвязь между старым и новым зданием. Они будут в прямой видимости друг от друга, и их проект унаследует некоторые элементы нынешнего театра Камала. Например, крыша будущего здания похожа на старую. Только она, по мнению архитектора, выглядит более брутальной и современной. Внешне это похоже на глыбы льда.
Также новый театр будет по-разному восприниматься в каждое время года. Немаловажную роль в этом будет играть фасад. Вот как здание будет выглядеть зимой и летом.
Новое здание будет сливаться с природой. То есть в какой-то степени театр будет еще и парком, окруженный деревьями.
Внутри здания будут расположены 3 зала: главный на 600 мест, круглый и универсальный на 200 мест. Их свяжут фойе, в которых установят полукруглые экраны, отражающие ценности Татарстана.
Внутри главного зала планируется установить полукруглые балконы и вертикальные колонны. Как отметил архитектор, зрители будут ощущать, что они все вместе окружают сцену, и лучше почувствуют эмоции артистов.
Универсальный зал задуман как комната-трансформер. С потолка будут спускаться тканевые панели в национальном стиле. Как считают авторы, это поможет многим зрителям почувствовать себя в татарской деревне.
Однако так будет не всегда. Порой зал будет выглядеть как «черный ящик» и всё внимание зрителей будет приковано к представлению на сцене.
Круглый же зал, по задумке архитектора, свяжет театр и природу. Например, в жаркие летние дни на сцене можно будет увидеть солнечный свет. Также он больше похож на ринг, где артист сможет пообщаться со своими зрителями.
На презентации проекта слово взял и архитектор Олег Шапиро, заявивший, что рядом с театром будет плавучая сцена, которую можно использовать в летнее время для проведения различных фестивалей.
Сам же театр будет иметь 3 входа и 4 этажа. Помимо сцен, для зрителей планируют оборудовать буфет, ресторан, библиотеку и отдельный камерный зал. В свободные часы там можно провести время, например почитать книгу или назначить кому-нибудь встречу. Рассчитан он на 50 человек. Для артистов оборудовали мастерские, залы для репетиций, гримерные, переговорные и многое другое. Также актеры смогут использовать для своих представлений специальные лифты, чтобы оперативно переместиться в нужную точку.
После презентации авторам пришлось отбиваться от многочисленных вопросов. Один из них касался стоимости проекта. Выяснилось, что на его строительство потребуется чуть больше 7 миллиардов рублей — из расчета 208 тысяч на один квадратный метр. Всего театр будет площадью 37 тысяч квадратных метров. В стоимость должно войти и оборудование.
Мэр города Ильсур Метшин хотел узнать, как будет решаться вопрос со снегом, на что ему ответили: для этого есть специальные технологии. Например, аэродинамическое сдувание.
Также некоторым показалось, что новое здание выглядит слишком агрессивным, на что японский архитектор Кэнго Кума заявил — они вдохновлялись формой треугольного театра и «остроконечностью татарской культуры». Еще одну версию высказал архитектор Олег Шапиро.
— Мы считаем, что это форма летящая и легкая, многое отражает. Это, скорее, осколки зеркала, чем угрожающая стрела. В нашей истории это о хрупкости и о полете, чем об угрозе, — заявил Шапиро.
Еще один вопрос от мэра Казани касался вместимости залов. На что получил ответ, что вместимость главного зала можно и увеличить. Однако режиссеры ответили: 600 мест — «идеальное количество для зрителей». Эту же точку зрения поддержала и министр культуры РТ Ирада Аюпова.
Какие итоги?
Строительство нового театра должно начаться уже в этом году. Закончить его, по предварительным прогнозам, планируют только в 2025 году.
Окончательного решения по поводу нынешнего здания театра Камала пока не принято. Однако не исключено, что там через 3 года обоснуется молодежный театр.