Сегодняшний гость рубрики «Персона недели» на 116.ru – помощник президента Республики Татарстан Олеся Балтусова. Известный экскурсовод, блогер и активный член Всероссийского общества по охране памятников истории и культуры делится своими мыслями о будущем Казани, ее архитектурного облика и зеленых насаждений.
– Олеся, общественность Казани узнала о вас после вашего открытого письма президенту РТ в защиту архитектурных памятников Казани. В прошлом году вы стали его советником. Что изменилось после этого в вашей жизни, и изменилась ли после этого судьба памятников, которые вы защищали?
– Я и раньше была публичным человеком, издавала журнал, проводила литературные вечера, фестивали и перформансы, затем акции в виде открытых экскурсий, затем митинги и пикеты в защиту парков и старого города. Конечно, известность немного прибавилась с началом работы в аппарате президента, но ничего нового. А в истории города наступила действительно новая страница, многие объекты культурного наследия, ранее бывшие под угрозой сноса, обрели уверенное будущее.
– Какие из этих памятников больше всего нуждаются в защите и почему?
– Недавно обнаружилось, что до сих пор живы палаты 17 века на улице Чернышевского, этот дом – ровесник дома Михляева на улице Джалиля. Надеюсь, у него тоже появится инвестор, и тогда самые старые гражданские дома Казани останутся жить. Единицы сохранившихся деревянных домов тоже надо срочно спасать. Радует, что деревянный ампир усадьбы Боратынского остаётся радовать нас, и работают на объекте профессиональные реставраторы. А вот другим повезло меньше. Если инвесторы не появятся в ближайшие месяцы, будет упущен строительный сезон, они могут не пережить ещё одну зиму. Например, никак не может решиться судьба дома на Карла Маркса, 56, это памятник федерального значения, ранее был очень красивый, сейчас даже резной орнамент с фасада отодрали.
– Что из архитектурных «новоделов», на ваш взгляд, портит Казань и должно быть немедленно уничтожено?
– Без комментариев.
– Сохранение исторического центра и развитие города, на первый взгляд, является противоречием. Как, вы считаете, оно должно разрешаться, и что показывает иностранный опыт? Может быть, на строительство в центре Казани действительно должно быть наложено табу?
– Центр Казани нуждается в проекте детальной планировки и концепции градостроительного развития. К этой работе приступают в ГлавАПУ и в КГАСУ. Без этого никакие табу устанавливать невозможно, разве что в качестве временной меры. Однако казанский исполком уже выпустил постановление о регулировании застройки в центре, так называемой точечной, по поручению президента РТ. В городах мира действительно есть мораторий на строительство в центре, во всех это регулируется по-разному. Для ликбеза в этой области мы запустили серию научно-практических семинаров для членов межведомственной рабочей группы при мэре и членов комиссии при президенте РТ. Первый семинар прошёл 20 июня, лекторами выступили профессора из Москвы и Петербурга – Высоковский и Нефёдов, кафедра градостроительства КГАСУ подготовила материал о развитии транспорта. Рустам Минниханов внимательно выслушал и заявил, что такие семинары должны быть ежемесячными, так что теперь нас ждёт напряжённая работа ещё и в сфере образования.
– Совсем недавно вы выступили за введение платного въезда в центр Казани. Насколько реально осуществление этого предложения и каковы альтернативы? Горожане вполне могут обвинить вас в покушении на их гражданские права...
– Встречный вопрос, откуда информация? «Не читайте советских газет!» Если кто-то в интервью предполагает, что когда-нибудь, возможно, наш город пойдёт по пути европейских столиц, это ещё ничего не значит, особенно если интервью на другую тему и некоторое издание просто выдернуло слова из контекста. Никто из первых лиц с таким заявлением не выступал. Все прекрасно понимают, что ограничение въезда в центр требует огромной предварительной работы, связанной с развитием общественного транспорта, перехватывающих парковок и так далее.
– Закрыв в 60-х годах протоку Булак, Казань лишилась уникального водного пути в центре города, который сейчас мог бы подстегнуть интерес туристов к нашему городу. Как вы считаете, может быть, стоит опять соединить Булак с Казанкой и через цепь озер Кабан – с Волгой?
– Эту идею я бы поддержала абсолютно! Пока что говорят, это технически невозможно из-за разного уровня воды в Казанке и Кабане, дороговизны проекта и много другого. Но Казань ведёт такой мощный комплекс строительных работ, что могли бы и взяться за это. Возможно, проект не рассматривается потому, что есть также громко заявленные предложения по умерщвлению Булака и превращению его в шоссе. Этого допустить никак нельзя, и города мира служат нам примером граблей, на которые нельзя наступить. В Сеуле превратили реку в городе в хайвей, ещё и надстраивали его сверху, а затем за миллиарды разбирали, чтобы вернуть зелёную зону и воду, дать дышать пространству и пешеходу. Это важнее! Примерно то же было в Бостоне. Детройт как город погиб в том числе и по причине агрессивной автомобилизации. Поэтому семинары, которые Александр Дембич назвал «Анализ лучшей практики развития центров городов мира», должны показывать нам, чего делать ни в коем случае нельзя. Например, нельзя убивать Булак. Видите, мы пока ещё на стадии понимания, и хочется верить, что однажды начнём создавать этот замечательный проект возрождения Булака и соединения его с Кабаном и Казанкой.
– Каково ваше отношение к лимитированию количества участников собраний и митингов, принятому недавно депутатами Казгордумы? Вы тоже считаете, что на площади Свободы перед памятником Ленину могут собираться не более 64 человек. Возможно, эта мера будет достаточно эффективной и в плане охраны памятников архитектуры?
– Без комментариев.
– Что еще, кроме памятников архитектуры, нужно защищать в Казани? Я имею в виду русский и татарский язык, праздник Сабантуй, парки и водоемы? А может быть, ту уникальную и неоценимую атмосферу толерантности и доброжелательности, которой славен наш город?
– В точку с парками и водоёмами. Всё хорошо в Казани, только каждый турист замечает, каким мы становимся каменным мешком для хранения железных коней. Если срочно не принять мер, последние парки и водоёмы будут утрачены. Как мы переживали, когда засыпали Чайковое озеро за первым роддомом. Его надо было благоустраивать и создавать там парк. На квартале совсем негде гулять людям. Затем было засыпано озеро на Чистопольской, там теперь «Макдональдс». Тоже ошибка! Естественные водоёмы в городе надо беречь, об этом научные труды написаны в мире. Например, в Москве в микрорайоне Куркино был разработан строительный план, который гарантировал сохранение естественного природного ландшафта, зелёных наслаждений и множества водоемов. Жители наших новых районов, например Ноксинского спуска, только завидуют таким проектам, ведь у нас, к сожалению, до сих пор прав застройщик и важна его выгода, а не человек и его интересы.
Фото: Фото из личного архива Олеси Балтусовой