Город Булат Яушев, судостроитель: «...Воплощение идеи строительства канала через Булак и Кабан поможет развитию туристической индустрии»

Булат Яушев, судостроитель: «...Воплощение идеи строительства канала через Булак и Кабан поможет развитию туристической индустрии»

Зима только началась, а известный казанский предприниматель, судостроитель Булат Яушев уже думает о том, что предложит Казань летом приезжающим в наш город туристам. По его мнению, в столице Татарстана уже назрела необходимость воссоздать некогда существовавшую водную артерию Казанка – протока Булак – цепь озер Кабан – Волга. Гость 116.ru считает, что реализация этого проекта не потребует слишком больших вложений, зато окупится многократно, придав нашему городу неповторимое очарование и уникальность.

– Булат, почему вы уверены в возможности реализации этого проекта?

– Дело в том, что озера Нижний, Средний и Верхний Кабан являются старичными озерами, то есть остатками древнего русла Волги, которые соединялись с ней естественными протоками. Эти протоки частично сохранились до наших дней. В свое время развитие Казани привело к большим проблемам с чистотой озер. В 30-е годы были опубликованы проекты их очистки путем направления течения реки Казанки через Булак в Кабан и далее через Средний Кабан в Волгу. Этот проект позволял радикально очистить озера и избежать строительства мостов через Казанку. Автором проекта был архитектор Исхак Казаков. Другой более ранний проект предполагал строительство канала длиной 40 км для направления в озера вод реки Меша. Так что я вовсе не первооткрыватель этой темы.

– Возможно, с вами согласны многие казанцы, но ведь цирк уже построен, и тем самым Булаку перекрыт выход к Казанке. Предлагаете снести здание?

– Совсем не обязательно. Между цирком и стадионом есть свободный проезд. Важнее другое – сейчас уже начаты реконструкция и строительство нового моста на Ленинской дамбе, и этот проект не учитывает моей идеи. Тем не менее 300-метровый канал между нынешним окончанием Булака и Казанкой можно прорыть между цирком и стадионом, там вполне хватит места. Для того чтобы преодолеть проблему разных уровней воды, достаточно поставить одноступенчатую шлюзовую камеру. Это уже вопрос инженерного решения, потому что я даю просто концептуальную идею, которая потребует проектной проработки.

Сам Булак, в принципе, судоходен, однако «упирается» в мост на улице Татарстан, который сегодня стоит достаточно низко. К тому же под ним расположен узел инженерных коммуникаций, который в свое время перекрыл возможность свободного прохода в Нижний Кабан. Однако в планы развития города входит реконструкция этого моста и строительство там как минимум двухуровневой развязки. Так что поднять уровень этого моста можно было бы без дополнительных затрат. Сейчас водная магистраль, о которой мы говорим, имеет свободный проход через Нижний Кабан до конца Среднего Кабана через промежуточное озеро, которое находится напротив зоопарка.

– Но Средний Кабан уже давно отделен от Верхнего Кабана. Вы предлагаете опять их соединить?

– В конце Среднего Кабана в районе Военгородка уже существует естественная протока длиной около трех километров. Она загрязненная, мелкая, замусоренная, берега ее не обустроены, но тем не менее она есть. И вот она-то после определенных работ и может соединить Средний Кабан с Волгой. Эту водную артерию пересекает парочка улиц, но ведь сделать мостики над протокой несложно. Очистить ее и окультурить берега городу обойдется не дороже, чем построить три километра дороги.

– А как вы собираетесь присоединить к этому водному пути Верхний Кабан?

– Действительно, сейчас Верхний Кабан находится от нее как бы в стороне. Но соединить Средний Кабан с Верхним Кабаном можно, прокопав канал вдоль улицы Тульской. Длина его составит чуть больше полукилометра. В этом случае ход на Волгу можно вывести уже из Верхнего Кабана. Там тоже есть своя естественная протока. Правда, сегодня она находится в более заболоченном и обмелевшем виде, но рельеф местности позволяет воссоздать эту артерию. Так что можно либо просто присоединить Верхний Кабан к пути на Волгу через канал вдоль улицы Тульской, либо идти на Волгу уже через него. Выбор между первым и вторым вариантом зависит от результатов инженерного обследования и проработки этих идей. Надо будет понять, где это проще будет выполнить. При втором варианте в разряд судоходных попал бы еще и Верхний Кабан, который сегодня тоже является «полумертвым» озером, что не делает его привлекательным для отдыха горожан.

– Что же получит город в случае воплощения вашей идеи?

– Дело в том, что на выходе к Волге новая протока окажется почти напротив Зеленого Бора – любимого места отдыха горожан. Так что, в принципе, эта водная артерия позволяла бы из центра города достаточно быстро водным путем попадать на местные шикарные пляжи. Кроме того, такое объединение сыграло бы важную экологическую роль, помогло бы достаточно радикально очистить систему озер Кабан и Булака, обогатить их свежей волжской водой, рыбами, микрофлорой, водорослями. Правда, на выходе в Волгу, возможно, тоже потребовались бы шлюзовые сооружения, что потребовало бы дополнительных расходов. Но после введения судоходства на этом водном пути стоимость близлежащих земель сразу же возросла бы в несколько раз. И только продажа малоценных сейчас земельных участков на прилегающих берегах могла бы многократно окупить затраты на создание этого водного пути.

– Вы уже подсчитали примерную стоимость этого проекта?

– Нет, это можно будет сделать только после тщательной инженерной проработки. Сегодня важно концептуально понять – зачем городу это нужно. Я занимаюсь строительством судов из дерева. Очень интересным применением таких судов является их коммерческая эксплуатация в туристических целях. Сегодня такая возможность есть только на Казанке. Можно даже представить себе какие-то суда, катающие людей по Кабану, но намного интересней было бы, если бы эти водные маршруты были объединены в одну общую систему. Тогда можно было бы предложить туристам обзорную водную экскурсию по историческому центру Казани. Можно было бы организовать кольцевой тур: от Кремля по центру города с выходом на Волгу, с обзором панорамы города с воды. Это придало бы Казани определенное своеобразие, усилило бы ее неповторимость. А проблема своеобразия городов стоит сейчас очень остро. Я вам даже приведу цитату мэра Казани Ильсура Метшина: «Остро стоит проблема одинаковости, серости городов. Бесцветные здания, серые улицы, похожие памятники. Наша задача – побороть одинаковость и выявить уникальность нашего города». Вот для того чтобы выявить эту уникальность, такой проект как нельзя более подходит.

– Почему именно он?

– На самом деле Казань исторически развивалась именно на берегах Булака и Кабана. По водной магистрали можно было добраться внутрь города. Почему площадь Тысячелетия называлась Ярмарочной площадью? Потому что именно здесь в Булак заходили торговые суда небольшого размера и прямо на берега выгружали тюки с товаром. В свое время Булак имел и оборонительное значение, он был водяным рвом, который являлся препятствием для вражеских армий, которые пытались штурмовать Казань. Озеро Кабан тоже имеет богатейшую историю – всем известна легенда о захороненных там ханских сокровищах. Все это, рассказанное туристам, оставит у них яркие, неизгладимые впечатления. Я считаю, что воплощение идеи строительства канала через Булак и Кабан позволит сделать наш город более интересным, привлекательным, поможет развитию туристической индустрии.

– Вы упомянули, что эту идею поддержал первый президент Татарстана Минтимер Шаймиев. Как это произошло?

– Свою идею я изложил в прошлом году на встрече с архитекторами города, где обсуждалась концепция развития набережной Казанки. Им моя идея очень понравилась, в том числе и главному архитектору города Татьяне Прокофьевой. Затем мне довелось участвовать в совещании, организованном фондом «Возрождение», я и высказал свои идеи Минтимеру Шариповичу Шаймиеву, который очень живо заинтересовался этим проектом. Он назвал мою идею очень важной и интересной, но развивать эту идею и воплощать ее в жизнь на сегодняшний день пока никому конкретно не поручено. Так что этой идее сейчас нужна поддержка общественности. В том числе и поддержка посетителей сайта 116.ru.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
ТОП 5
Мнение
Заказы по 18 кг за пару тысяч в неделю: сколько на самом деле зарабатывают в доставках — рассказ курьера
Анонимное мнение
Мнение
Красавицы из Гонконга жаждут любви. Как журналист MSK1.RU перехитрил аферистку из Китая — разбираем мошенническую схему
Никита Путятин
Корреспондент MSK1.RU
Мнение
«Волдыри были даже во рту»: журналистка рассказала, как ее дочь перенесла жуткий вирус Коксаки
Анонимное мнение
Мнение
«Оторванность от остальной России — жирнющий минус»: семья, переехавшая в Калининград, увидела, что там всё по-другому
Анонимное мнение
Мнение
«Мясо берем только по праздникам и не можем сводить детей в цирк»: многодетная мать — о семейном бюджете и тратах
Анонимное мнение
Рекомендуем
Объявления