Конституционный суд Татарстана не поддержал казанца Дмитрия Фролова, требовавшего отменить республиканский закон о тишине в ночное время, который, по его мнению, нарушает права человека. Поводом для обращения в суд стали утренние призывы на молитву, которые мешают казанцу спать.
Каждое утро тишину патриархальной улочки Газовая нарушает мусульманский призыв на молитву. Азан звучит из репродукторов минарета мечети «Энилер» ровно в пять утра, мешая спать жителям окрестных домов. Житель одного из них, Дмитрий Фролов, вынужденный регулярно просыпаться под пение муэдзина в течение последних нескольких лет, поначалу пытался обращаться в полицию, ссылаясь на закон, запрещающий шуметь с наступлением темноты. Однако полицейские только разводили руками: громкость звука во время азана не превышает допустимую норму. Тогда Дмитрий Фролов обратился в Конституционный суд Татарстана, потребовав отменить местный закон о тишине.
«Тихий» закон
Логика казанца проста. Если закон «О соблюдении покоя граждан и тишины в ночное время» не мешает муэдзину мечети «Энилер» созывать людей на молитву через громкоговорители каждое божие утро, значит, он противоречит местной и российской Конституции, которая гарантирует права и свободы граждан, в том числе право на покой.
Конституционный суд Татарстана выслушал доводы Дмитрия Фролова, однако позицию его не поддержал, сославшись на то, что деятельность духовных организаций в России регулируется федеральным законом о свободе совести и вероисповедания, а он не запрещает муэдзинам российских мечетей созывать людей на молитву хоть ранним утром, хоть поздним вечером. В противном случае любой, в том числе «тихий» закон, если включить в него соответствующую норму, действительно будет противоречить Конституции, запрещающей издавать законы, которые могут ограничить или отменить права человека и гражданина.
Пока не известно, будет ли Дмитрий Фролов обжаловать решение Конституционного суда Татарстана. Между тем в мечети «Энилер» уже убавили громкость азана до возможного минимума, что сразу повлекло за собой возмущении мусульманской общественности, которая заявляет, что призыв на молитву теперь совсем не слышен.
Мнение эксперта
Председатель Совета улемов Российской ассоциации исламского согласия, директор казанского Центра изучения Корана и сунны Фарид Салман приветствует решение Конституционного суда. По мнению эксперта, не стоит устраивать громкий скандал, когда обо всем можно договориться.
Когда я был имамом мечети «Булгар», к нам тоже приходили возмущенные граждане, недовольные утренним азаном, – говорит собеседник 116.ru – Я распорядился чуть убавить громкость репродукторов, и все остались довольны. И в этой истории надо было, на мой взгляд, поступить так же. Зачем идти в суд, когда можно было обратиться в мечеть, приходской совет, связаться с Духовным управлением мусульман? Зачем скандалить, когда можно договориться? Сегодня один человек заявит, что его не устраивает азан, завтра придет какая-нибудь тетка с татарской фамилией и будет жаловаться на колокольный звон православного храма, который не дает ей спокойно совершать молитву. Любую ситуацию очень легко довести до абсурда».
Мнение блогера
По мнению " target="_blank">блогера Фэргата Давлетзянова, азан, особенно в утреннее время, звучит через динамики приглушенно, чтобы его услышать, нужно очень постараться.
«Причины иска, вероятно, кроются не в поисках тишины, а в каких-то иных мотивах. Любопытно, что этот иск гражданин направил против мечети, а не против церкви, хотя там тоже шумят, и звук колоколов, в отличие от динамиков мечети, ничем не приглушишь, – уверен Давлетзянов. – Я считаю, что подобные иски не способствуют укреплению общественного спокойствия. Все это как-то слишком резонирует с той «антиклерикальной кампанией», которая развязана в Рунете. Одни панк-молебен устраивают в православном храме, другие выступают против азана и Курбан-байрама. Государство должно отстаивать права верующих и жестко пресекать любые провокации в их адрес».
Фото: Видео телекомпании «Эфир»