Глава МВД Татарстана Асгат Сафаров подал рапорт об отставке на имя руководителя ведомства Рашида Нургалиева. Между тем окончательное решение об увольнении начальника татарской полиции должен принять президент РФ Дмитрий Медведев. Общество теперь гадает – примет глава государства отставку Сафарова или не подпишет рапорт.
Новость о громком заявлении генерала взбудоражила общественность, хотя противники министра говорили, что в данном случае уход силовика был ожидаемым. Скандал в ОП «Дальний», где был замучен до смерти задержанный Сергей Назаров, ударил по репутации министерства внутренних дел Татарстана.
Свое решение оставить пост министра МВД по Татарстану Сафаров объяснил на совещании сотрудникам центрального аппарата ведомства так: «Если бы я сделал это раньше, сразу после ЧП в ОП «Дальний», это было бы малодушием и предательством по отношению к коллективу, дескать, я ухожу, а вы расхлебывайте. Сейчас же, когда приняты все зависящие от меня меры как по привлечению к ответственности виновников, так и по недопущению подобных случаев впредь, я подал рапорт об отставке.
Напомним, что сразу же, как только стало известно о диком случае в «Дальнем», Сафаров принял жесткие меры. Уволил начальника отдела полиции, пятерых полицейских, причастных к смерти Назарова, были арестованы, следом за ними отправились за решетку еще два начальника отдела. Отдел «Дальний» был расформирован, его сотрудников отправили на переаттестацию, которую прошли далеко не все. Кроме того, все отделы полиции в Казани были оборудованы камерами наблюдения. Сам Сафаров получил выговор от Рашида Нургалиева.
Мужественный уход
Правозащитники, которые, кстати, выступали за отставку министра внутренних дел Татарстана сразу же после инцидента в «Дальнем», оценили поступок генерала.
«Мы считаем решение Асгата Сафарова мужественным поступком, – говорит руководитель Казанского правозащитного центра Игорь Шолохов. – Таким образом он признал, что несет персональную ответственность за произошедшее в ОП «Дальний». Добровольной отставкой Асгат Сафаров создает новую для России традицию – не дожидаться решения начальства, цепляясь всеми силами за своё кресло, а лично признать провал и при этом сохранить честь. В свою очередь, мы готовы взаимодействовать с руководством МВД Татарстана, чему свидетельство – наша недавняя встреча с Сафаровым, в ходе которой обсуждались конкретные варианты сотрудничества. Если на место Сафарова придет другой человек, мы будем налаживать конструктивные отношения и с ним».
Опрошенные нами на улице жители Казани к отставке министра относятся по-разному. В основном люди говорят, что это личное решение Сафарова, которое он принял сам. Есть и такие, которые вообще не интересуются политической судьбой, не смотрят новости, не читают газет.
«Нужна ротация кадров, лучше поздно, чем никогда. Другой вопрос – какой будет новый министр», – считает Булат.
«Я бы себя тоже неловко чувствовала, если мои подчиненные так бы себя повели. Может быть, он себя тоже считает виновным. Я как гражданин поддерживаю его позицию», – считает Анжела.
«Я считаю, что это плохо, ничего хорошего из этого не выйдет», – говорит Прохор.
Андрей Депутатов: «Пусть в других регионах тоже посмотрят, ведь синдром «Дальнего» есть по всей России, и снять руководителей нужно повсеместно».
«То, что произошло, – это большой позор республики. Прошение об отставке Сафарова – это достойный уважения поступок», – говорит Эльвира.
«Я не очень люблю изменения, поэтому я опасаюсь его отставки», – говорит Регина.
Ждем слово президента
Теперь судьба Сафарова зависит от президента России. Как говорят, решение может быть принято как за несколько часов, так и в течение месяца. Надежда, что Медведев не примет отставку генерала, есть. Ведь заслуг и наград за личное мужество у Сафарова и вправду много.
За его 14 лет на посту министра по статьям «Бандитизм» и «Организация преступного сообщества» в республике осуждено 440 человек, в том числе к пожизненному лишению свободы – 19 лидеров и авторитетов ОПФ. Общий срок заключения остальных составил более пяти тысяч лет лишения свободы.
Прекращена преступная деятельность и разобщен ряд организованных преступных формирований, оказывавших негативное влияние на оперативную обстановку в республике.
В качестве самых ярких примеров привлечения лидеров и авторитетов ОПФ к уголовной ответственности можно привести результаты работы по разобщению таких преступных группировок, как «Хади Такташ», «Жилка», «Квартала», «Кинопленка», «Низы», «Севастопольские» («Дракона»), «56-й квартал» в Казани, «29-й комплекс», «48-й комплекс», «Боксеры», «Тагирьяновские», «Курицынские» в Набережных Челнах, «Татары» в Нижнекамске, «Куяны» в Нурлате. Можно перечислять бесконечно.
Блогеры же считают, что заслуги Сафарова могут сыграть какую-то роль в его судьбе, но пока что они видят генерала в качестве жертвы системы.
«Отставка Сафарова – это попытка спасти честь мундира нынешнего министра внутренних дел Рашида Нургалиева, – считает блогер Сергей Кузнецов. – Сафаров хотя бы не скрыл факт насилия в «Дальнем», а признал, наказал, разогнал всех, да к тому же еще и сам сказал, что готов понести любое наказание. Если поехать в другие регионы, не думаю, что там могут похвалиться такой прозрачностью. А скандалы в МВД вспыхивают с завидной регулярностью. Мне кажется, что уже даже президенту России очевидно, что нужно делать кадровые выводы в российском масштабе. А Сафарову лучше остаться, он должен сам разгрести эти авгиевы конюшни, а потом можно и на пенсию».
Марсель ИМАМОВ
Фото: Видео Эдварда СОКОЛОВА