В этом году фестиваль русского фольклора Каравон, приобретший за последние годы если не мировую, то всероссийскую известность, будет проводится в селе Никольском (ранее – Русское Никольское) Лаишевского района Татарстана уже в двадцатый раз. О том, как идет подготовка к празднику, который пройдет 26 мая, и о его истории мы попросили рассказать начальника отдела культуры исполкома Лаишевского муниципального района Татарстана Маргариту Сахбетдинову.
– Маргарита Фатиховна, что бы вы назвали самым интересным в этом празднике?
– Самое интересное в том, что этот праздник возродился после долгого забвения. В советское время он долгое время был запрещен как религиозный, потому что проводился на Николин день. В 1988 году он возродился как народный праздник и уже с годами превратился в фольклорный фестиваль. Сейчас он не имеет ничего общего с церковью, хотя мы так и проводим его в мае, так что Николин день и Каравон часто совпадают. Мы же стараемся провести его в субботу, чтобы люди могли к нам приехать и отдохнуть на этом празднике. Стоит отметить, что в старину Каравон был нужен еще и для того, чтобы молодежь из разных деревень могла встретиться друг с другом, а потом пожениться. И вот они стекались на праздник в Русское. Сначала с утра в церкви шло богослужение, а уже вечером начинали гулять. В это время и происходило знакомство парней и девушек, а потом создавались новые семьи. Мы продолжаем сохранять народные традиции, и на этой волне растет наше подрастающее поколение. Мы не забываем свое прошлое, мы возрождаем его. С 1993 года праздник Каравон приобрел статус республиканского фольклорного фестиваля.
– У нас на сайте под рубрикой «Персона недели» стоит интервью историка Александра Овчинникова. И он считает, что Лаишевский район находится на земле древних именьковцев, которых он причисляет к древнему славянскому населению. Может быть, этот праздник, Каравон, остался у местных жителей еще с тех времен?
– Может быть. Чем вообще праздник интересен, это тем, что сохранились многие первозданные элементы его проведения. Прежде всего, песни, которые звучат на этом празднике. Он хоть и считается трехвековым, но вполне может быть, что он еще старше. Потому что когда слушаешь эти песни, проявляется какое-то странное ощущение, что они пришли к нам из самой глубины веков. Я сначала не понимала этой манеры исполнения этих песен, уж слишком странным было их звучание. А сейчас слушаю их, и у меня появляется ощущение, что я попадаю на несколько столетий назад… Такая бездонная у них глубина.
– Тем не менее участники этого праздника водят хоровод, который во всех европейских культурах является магическим обрядом, и, как правило, это обряд вызывания дождя. Для чего служит сейчас Каравон, в чем его магическое значение? Дождь идет после праздника, кстати?
– А вы знаете, каждый Каравон идет дождь! Только в прошлом году день был солнечным, но потом, под вечер, все равно пошел дождь! Есть легенда, согласно которой древние люди чувствовали свою вину перед землей, когда тревожили ее, проводя земляные работы – сеяли, пахали. И для того чтобы избавиться от кары Земли, стали проводить этот обряд: «Кара – вон!» Вот вам и еще одно объяснение магического значения этого обряда!
– Кого можно назвать центральным героем этого праздника?
– Самый яркий герой этого праздника – это, конечно, одноименный с ним ансамбль «Каравон». Он включает в себя три поколения исполнительниц. Прежде всего, это наши бабушки. Благодаря их стараниям обычное чаепитие в сельском клубе села Никольского превратилось в возрождение этого старинного праздника. Они вспомнили, как проводили его раньше, достали из сундуков сарафаны, и вот так у них создался этот любительский ансамбль. Потом они стали отмечать этот день – сначала в очень узком кругу, потом к ним стали приезжать гости – такие же народные коллективы из районов. Этот праздник все больше и больше расширялся, пока не превратился в нынешний этнофестиваль. В этом коллективе три возрастные категории. Так что старшие передают младшим свои знания и умения, учат их петь местные песни, у которых совсем особый стиль исполнения. Они берутся за мизинцы и специальным, «утиным» шагом ведут этот хоровод.
– Что же увидят зрители, приехавшие в этот день в Никольское, в этом году?
– Праздник начинается в 10 часов, и к этому времени у нас открываются все площадки – развлекательные, детские, театр Петрушки и так далее. У нас очень большие торговые ряды мастеров декоративно-прикладного искусства. В прошлом году таких мастеров на нашем празднике было более 100. Каждому отводятся специальные места для выставки-продажи, они выкладывают свои изделия. Это глиняные игрушки, национальные костюмы, сувениры, вышивки, кружева, амулеты. Кузнец и гончар показывают мастер-класс, любой может подойти и попробовать что-то с их помощью сделать сам. В три часа все коллективы-участники собираются и идут на хороводную поляну, и там уже ансамбль «Каравон» окружают кругами много-много других ансамблей. Получается такой многослойный круг. Именно этим хороводом и заканчивается праздник. Представьте себе: в тишине начинает запевала, за ней подхватывают все остальные, и Каравон пошел… Это какое-то мистическое явление…
– Чем нынешний праздник будет отличаться от прошлогоднего?
– С каждым годом Каравон расширяется, появляются новшества, растет его динамика. К нам приезжает все больше и больше участников. В 90-е годы участвовали только коллективы из Республики Татарстан. Потом география расширилась – к нам стали приезжать коллективы со всего Поволжья, и на сегодняшний день мы встречаем коллективы из многих регионов Российской Федерации. Это Москва, Санкт-Петербург, Волгоград, Самара и другие города. Каравон начинается со встречи гостей, показываем им новшества нашего праздника. Выступления коллективов проходят на трех малых площадках и на главной сцене. В этом году планируется пригласить известные ансамбли, которые исполняют музыку в этническом стиле. Пригласили ансамбль из Санкт-Петербурга «Иван Купала», и, скорее всего, в программе праздника будет участвовать знаменитый краснодарский казачий ансамбль «Крыница». Мы готовы принять любых гостей и исполнителей, мы ждем гостей и из ближнего зарубежья. В прошлом году у нас было 125 коллективов, а всего на празднике присутствовало более 10 тысяч участников и зрителей. С каждым годом популярность праздника растет, о нем известно уже за пределами Российской Федерации. Уже пятый год у нас участвует знаменитая группа «Частушка» из передачи «Играй, гармонь!» Геннадия Заволокина, которая выходит на телеканале «Россия». Думаю, что они будут у нас и в этом году. Ожидается, что в этом году в празднике примут участие около 150 коллективов.
– Наверное, кроме приезжих, российских, там будут и местные исполнители?
– У нас в районе в каждом сельском клубе есть исполнители русских народных песен. Например, ансамбль «Сударушка» из села Рождествено. Там поет самая известная и самая любимая наша солистка Валентина Клюшина. Она победительница многочисленных республиканских конкурсов и активная участница всех наших районных праздников. Не менее интересен ансамбль «Чирпышечки» из села Чирпы нашего же района. У исполнительниц из этого ансамбля средний возраст. Это женщины, местные жители, которые любят собираться вместе, петь народные песни, и они тоже часто выступают на наших праздниках. Кроме того, хотела бы отметить, что на наш праздник мы приглашаем не только любителей русских народных песен. Мы приглашаем любые национальные коллективы. У нас участвуют чувашские, мордовские, кряшенские ансамбли, чей стиль исполнения удивительно гармонирует с нашими, русскими песнями. Самое главное, чтобы это были фольклорные ансамбли!
– Почему-то я думал, что если этот праздник особый, юбилейный, то в нем будет что-то необычное.
– Разумеется, в каждом нашем празднике есть какая-то фишка, какая-то своя изюминка. Будет она и в этом году. Но эту изюминку мы держим пока в секрете. В прошлом году, например, у нас было открытие Музея Каравона. За два месяца мы срубили избу, такую красивую. А перед этим освоили новую площадку Каравона, за пределами села. Каждый год несет что-то новое. И в этом году посетители нашего праздника смогут сделать для себя немало открытий. В наших дальних планах осуществить проект «Каравон – всему начало» и превратить его в творческую лабораторию русской традиционной праздничной и бытовой культуры в формате строящейся этнодеревни.
– Что испытывают люди, которые приезжают на праздник?
– Люди, которые впервые попадают на наш праздник, сравнивают его с какой-то большой старинной ярмаркой. Крутятся карусели, гостей приглашают на бесконечные аттракционы, всюду яркие краски народных костюмов и улыбки на лицах. Все друг друга приветствуют, и такое ощущение, что ни у кого нет никаких проблем. Люди веселятся, поют, в общем, отдыхают душой. И это при том, что у нас на празднике нет алкоголя. Единственное, что есть – это квас, которые загодя делают сами жители и в день праздника угощают им всех желающих. Они не просят за это деньги, они просто угощают. И это тоже дань давней, многолетней традиции.
Фото: Видео Эдварда СОКОЛОВА