На этой неделе депутаты Казанской городской думы рассмотрят так называемый проект зон охраны объектов культурного наследия. Чиновники горисполкома привлекли к его созданию ученых, архитекторов, историков и инженеров. В документе прописано, что можно и что нельзя делать на охраняемых территориях. Однако, как удалось выяснить 116.ru, у некоторых экспертов проект уже успел вызвать недоумение. Дело в том, что громадный труд ряда специалистов может оказаться напрасным. Он подробным образом объясняет, как, например, охранять Казанский кремль, на который и так никто не покушается. А вот целый ряд старинных зданий поскромнее может оказаться вне охраны.
Говоря официальным языком, проект зон охраны (ПЗО) предусматривает создание «обоснованных режимов использования земель и градостроительных регламентов на исторических территориях города, обеспечивающих сохранение объектов культурного наследия в их историко-градостроительном окружении».
Как сообщили в пресс-службе мэрии Казани, новый документ включает в себя план, в котором указаны все охраняемые объекты, а также зонирование территорий. В охранных зонах запрещается новое строительство, а также указаны зоны регулирования застройки трех типов с разными регламентами и режимами, а также зона охраняемого природного ландшафта.
В проекте определены 36 памятников, так называемых визуальных доминант, которые должны свободно просматриваться с основных точек обзора. В соответствии с этим к объектам новой застройки в центре будут предъявляться конкретные требования по площади застройки, цветовой гамме, а также максимально допустимая высотность.
К примеру, для Кремля были определены 72 точки панорамного восприятия и выделены 8 общедоступных точек обзора. Он должен быть виден с Кировской и Ленинской дамб, моста «Миллениум», а также с фарватера Волги. Для Зилантова монастыря зона охраны формировалась на основе 107 точек панорамного восприятия и 10 визитных точек обзора, чтобы сохранить этот храм как второй по значению центр притяжения в городе. Такие же требования касаются Петро-Павловского собора, мечети Марджани, башни Сююмбике и других объектов, олицетворяющих Казань.
Помимо Казанского кремля, охранные зоны выделены еще для 530 объектов культурного наследия. Еще 422 здания вошли в список исторически ценных градоформирующих объектов.
Как сообщает официальный портал мэрии города, предыдущий проект зон охраны был принят в 1988 году. Запреты, заложенные в нем, касались 900 гектаров городской территории при общей площади исторического центра в Казани, равной 1400 гектарам. Они полностью отрицали возможность развития для центра.
Между тем некоторые специалисты критически отозвались о новом проекте.
В беседе с корреспондентом 116.ru руководитель художественно-архитектурной мастерской, доцент КГАСУ Ирина Аксенова отметила, что определенная ценность у пока еще не отмененного документа 1988 года существует.
«Проект, принятый тогда, хоть и не утратил на сегодняшний день своей юридической силы, но с точки зрения своего содержания он, конечно, устарел. И теперь получается, что нет правового документа, на который могли бы ссылаться при согласовании проектов застройки исторической части города», – сказала архитектор.
По ее словам, многие дома рискуют не попасть в зону охраны.
«В большей степени проект посвящен охране зоны Кремля. Окружающая территория определена зоной регулирования. Это определенный режим, регламентированный по высоте, каким-то архитектурным параметрам, но все же это не охранная зона, – пояснила г-жа Аксенова. – В проекте обозначены направляющие центральных улиц, но только лишь в границах «красной линии» – то есть границы тротуара и зданий. Получается, что в охранную зону входят только проезжие части, а дома относятся к зоне регулирования. Охрана зданий в ее территории носит рекомендательный характер, что с учетом нашей ментальности означает ноль. Это означает, что мы можем потерять «средовые памятники» – здания, формирующие городскую среду. Это дома на улицах Карла Маркса, Большой Красной, Горького. Под угрозой и пешеходная Баумана. Булак мы уже практически потеряли. А на Большой Красной построили здание ФСБ, которое выбивается из общего ряда. Нечто похожее произошло и на Горького. Это основные артерии, не говоря даже о поперечных улицах. Если уж и там будет разгуляй, то все, Казани нет».
Архитектор заметила, что проект будет работать только в случае, если он будет работать по прямому назначению, а не для обхода. Возможно, по словам Аксеновой, в исторической части города что-то и удастся сохранить.
Защитники казанского наследия тоже очень сдержанно отнеслись к проекту.
«Пока ничего не могу сказать о проекте зон охраны объектов культурного наследия, надо тщательно изучить этот документ, посмотреть, как определяются эти зоны, где проходят границы. Дьявол, как обычно, кроется в деталях», – заметил в разговоре с сайтом 116.ru доцент кафедры социологии Казанского (Приволжского) федерального университета Искэндэр Ясавеев, который последние несколько лет борется за буквально разваливающийся на части Дом Фукса.
В блогосфере тоже не уверены, что проект изменит ситуацию.
«Если бы чиновники действительно были озабочены сохранением памятников истории и культуры, они бы не довели старую Казань до нынешнего состояния. После прогулок Минниханова по центру Казани в чиновничьих кругах начались истерия и телодвижения, сильно отдающие показухой. Хочется надеяться, что новый проект выполнит свое предназначение. Но я подозреваю, что это очередной пиар властей. Плюс все знают, как у нас соблюдаются законы. Тем не менее подождем и поглядим, как все это заработает», – считает казанский пользователь «Твиттера» Ирина.
Фото: Видео Эдварда СОКОЛОВА