И вновь продолжается бой за спасение исторического наследия Казани, объявленный президентом Татарстана Рустамом Миннихановым несколько недель назад. На прошлой неделе чиновники продвинулись в борьбе за памятники еще дальше, заявив о разработанном проекте зон охраны объектов культурного наследия (документ уже на днях планируют вынести на суд депутатов Казгордумы).
Сегодняшний гость «Пульса недели» Искэндэр Ясавеев дело защиты памятников знает не в теории, а на практике. Последние несколько лет доктор социологических наук борется за сохранение знакового для татарстанской столицы Дома Фукса. Поэтому, повысились ли шансы на спасение этого памятника, сайт 116.ru решил спросить именно у него. Заодно Ясавеев прокомментировал ситуацию со школьными поборами и заявление исполкома Казани о намерении запретить парковку на 25 улицах в центре.
– Искэндэр, как вы оцениваете поднятый вокруг борьбы за спасение исторического центра Казани шум? Заметно ли движение на примере Дома Фукса, за который вы боретесь уже не первый год?
– Я слежу за ситуацией с Домом Фукса особенно пристально. В его судьбе отражаются все перипетии отношения общества и властей к историческому наследию. Очень надеюсь, что последние несколько недель станут поворотными в судьбе этого и многих других исторических зданий в Казани, и слова президента Татарстана, признающего значимость проблемы сохранности исторических памятников Казани, не останутся всего лишь словами. Пока ничего не могу сказать о проекте зон охраны объектов культурного наследия, надо тщательно изучить этот документ, посмотреть, как определяются эти зоны, где проходят границы. Дьявол, как обычно, кроется в деталях.
– А как вам ситуация со школьными поборами? За полмесяца, минувших с начала нового учебного года, казанские правозащитники зафиксировали почти 300 родительских жалоб! Можно ли как-то сломать порочную практику?
– Проблема «школьных поборов» связана, на мой взгляд, с серьезнейшими пороками самой системы образования, ее жесткостью, я бы сказал, диктатурой и давлением вышестоящих инстанций на учителей и директоров школ. Причем этот диктат, абсолютно авторитарные практики в системе управления образованием сочетаются с крайне слабой обеспеченностью ресурсами. У меня возникает совершенно простой вопрос: не стоит ли кардинально сократить управленческие и надзорные структуры в сфере образования, а освободившиеся ресурсы передать самим школам? Уверен, в ситуации большей свободы и обеспеченности средствами директора школ справились бы с этой и многими другими проблемами, не обращаясь к родителям.
– Исполком Казани заявил о намерениях запретить со временем парковку в центре татарстанской столицы. По заверениям чиновников, это поможет избегать заторов. Как вы думаете, решит ли столь суровая мера проблему?
– Удивительно, как у нас любят запретительную политику, часто предельно неэффективную. Логичнее было бы сначала создать инфраструктуру, а потом говорить о запретах, не так ли?