Новые массовые митинги в защиту языка предрекает Общество русской культуры РТ (ОРК). Это произойдет, если ситуация с диспропорцией в преподавании русского и татарского языков в республике не поменяется за лето. Почему министерство образования и науки РТ не идет на конструктивный диалог? И как защитникам русского языка удалось найти точки соприкосновения с татарскими националистами? Об этом в интервью порталу 116.ru рассказал председатель ОРК, член рабочей группы по вопросу гармонизации межэтнических отношений Александр Салагаев.
«В перспективе, возможно, нужно будет изменить законодательство»
– Александр Леонидович, на сегодняшний день есть противоречивая информация: минобраз РТ утверждает, что языковые пропорции в школах республики не нарушены. По другой информации, русский язык по количеству часов уступает татарскому. Как обстоят дела в действительности?
– До того как в 2007 году ввели ЕГЭ, не особо ощущалось, что дети плохо знают русский язык. Но когда выпускники начали сдавать этот экзамен, то оказалось, что по сравнению с другими предметами дети имеют по языку очень низкие баллы, что лишало их возможности поступать в вузы. Родители стали нанимать репетиторов, что ударило по карману. В момент, когда эта проблема была осознана, появилось сообщество русского языка в Татарстане и вопрос стали обсуждать. После того как начали анализировать ситуацию и пришли к выводу, что русского языка в школах Татарстана намного меньше, чем в других регионах.
Для начальной школы у нас приняты три варианта образовательных стандартов. Первый – для регионов России, второй – для русскоязычных школ в национальных регионах (там родной язык изучается два часа), третий – для национальных школ в национальных регионах, где русский и местный языки изучаются в равных объемах. К примеру, если в Нижегородской области дети в первом классе изучают русский язык 9 часов, то у нас примерно 5-6 часов.
– А что местный минобраз приводит в обоснование такого положения дел?
– Наш минобраз в данном случае ссылается на закон о языках, где говорится, что русский и татарский должны изучаться в равных объемах. В перспективе, возможно, нужно будет изменить законодательство. Поскольку мы сейчас оказываемся в такой ситуации, что дети не знают ни русский, ни татарский. К этому привели и объемы, и качество преподавания.
Почему татарский язык изучают больше в начальной школе: там 5 часов русского и 5 часов татарского. Но еще есть 2 часа татарской литературы на татарском языке. Но поскольку у нас нет утвержденных учебников по татарскому для русскоязычных детей, то татарская литература в планы не включается, ее записывают как татарский язык. В итоге получается 7 часов татарского языка в первом классе и 5 часов русского.
– Вы предлагали решения по устранению диспропорции?
– Мы предложили такой вариант: часы татарской литературы отдать на изучение русского языка, а татарскую литературу изучать в общем курсе литературы на русском языке. Но минобраз не идет на это. Нам сейчас говорят, что методику ведомство перерабатывает, якобы татарский будет изучаться как коммуникативный язык, без упора на грамматику и правила. Но я не думаю, что за полгода они сделают нормальную методику, которую не могли разработать в течение 15 лет. Не думаю, что с сентября что-то кардинально изменится.
Второй вариант развития событий – это расширение школ с русским этнокультурным компонентом. В Казани таких школ 10, в Набережных Челнах – 2, и по одной в Елабуге и Нижнекамске. Там классы делятся на подгруппы, и 1 час из татарской литературы забирается на русский язык. В этих школах качество преподавания русского языка удается повысить, и оттуда меньше всего жалоб родителей. Но и на это минобраз не идет. Глава ведомства вообще занял деструктивную позицию и не желает слышать нашу точку зрения. Я не знаю, к чему приведет такой подход.
«В ответ на письмо Фурсенко мы получили очередную отписку»
– Значит, ОРК уже не рассчитывает на конструктивный диалог с минобразом? Насколько известно, вы теперь планируете встретиться по этому поводу с Рустамом Миннихановым. Чего ждете от президента Татарстана?
– Да, на минобраз уже не рассчитываем. У нас уже есть опыт встреч с Минтимером Шаймиевым в 2002 году, когда обсуждался ряд наболевших проблем. И после этой встречи были созданы 14 школ с русским этнокультурным компонентом, был признан общереспубликанский праздник «Каравон». Поэтому, как я думаю, проблема у нас существует из-за отсутствия коммуникации. Ведь чиновники президенту докладывают все в выгодном им свете. Поэтому нам необходим прямой диалог с Рустамом Миннихановым, и тогда, возможно, какие-то вопросы решить нам удастся.
– Этот вопрос ставили перед федеральным центром? Ведь вы писали письмо главе Минобрнауки России Андрею Фурсенко.
– Да, было письмо Фурсенко, но его переслали обратно в республику, и мы получили очередную отписку. Москва как-то отстранилась от этого вопроса и отдала его на откуп регионам.
– Среди ваших оппонентов есть мнение, что вы выступаете против татарского языка. Насколько я понимаю, это не так.
– Это совсем не так. К примеру, я сам знаю татарский язык на бытовом уровне. Когда-то его изучал, интересовался и интересуюсь татарской культурой. Поэтому я говорю о том, что у родителей должно быть право выбора. И если родители русские или русскоязычные, то они не должны мириться с тем, что их язык изучается как неродной.
– Среди прочих предложений по решению вопроса изучения языков в республике существует идея факультативного изучения татарского языка для русских детей.
– Я против этой идеи. А так, двух часов татарского языка в неделю вполне достаточно для понимания языка на бытовом уровне. К примеру, русские дети не будут читать журналы и газеты на татарском языке, есть масса прекрасных переводов книг татарских писателей, чтобы познакомиться с татарской литературой. Так что язык можно давать в том объеме, которого было бы достаточно для его понимания на бытовом уровне.
«Сфера использования и употребления татарского языка снижается»
– Есть информация, что ваши требования поддерживают и некоторые татарские семьи. Это действительно так?
– Нас поддерживают многие русскоязычные татары. Они видят, что система высшего образования построена в основном на русском языке, и его недостаточное знание будет мешать обучению. Даже с ВТОЦ мы нашли общий язык и сошлись на двух вещах: методики преподавания татарского языка негодные, и минобраз слишком жестко регламентирует преподавание языков, не давая родителям право выбора.
– Раз уж заговорили о качестве преподавания. Оно, как видно из выступлений родителей, хромает?
– Родители и актив учителей говорят о том, что объем и методика преподавания русского языка не позволяют сдать ЕГЭ на должном уровне. Поэтому перед экзаменами все нанимают репетиторов. Неудовлетворительное качество преподавания касается и татарского языка.
– Как вы думаете, чего добиваются радикально настроенные защитники татарского языка? Многие считают действия ОРК по защите русского языка притеснением татарского…
– Их действия и призывы все-таки отражают некую объективную картину. Потому что ситуация и с татарским языком вызывает беспокойство, просто они эту проблему озвучивают более радикально. С введением ЕГЭ родители и ученики в школах с татарским этнокультурным компонентом поняли, что недостаточное знание русского закрывает им дорогу в вузы. И в бывших татарских гимназиях практически не осталось предметов, которые бы преподавались на татарском языке, хотя изначально было наоборот. Таким образом, сфера использования и употребления татарского языка снижается, что и вызывает беспокойство. Так что тут есть объективная основа.
– Ранее вы уже упоминали, что в сентябре в Татарстане возможны новые выступления родителей по языковой проблеме.
– Если до сентября ничего не изменится, то родители с началом нового учебного года выйдут на улицы. Мы пока сдерживаем этот процесс, ведь после апрельских митингов у родителей было желание выйти на более масштабные акции, но мы решили дождаться ответа на наши резолюции, которые разослали в различные инстанции. До этого времени в митингах участвовать не будем. Но если опять будут отписки, и ситуация в школах не изменится, то выход на улицы неизбежен.