Несовершеннолетним татарстанцам теперь запрещено появляться без взрослых в общественных местах в позднее время суток. В Казани и республике начал действовать комендантский час, который ограничивает перемещение молодежи до 18 лет по городу в ночное время. Так что студенту-первокурснику с вечерних занятий, возможно, придется возвращаться домой в сопровождении родителей. Правда, есть и другой выход – пораньше вступить в брак, потому как для эмансипированной молодежи законодатели сделали исключение.
Заботясь о здоровье детей, их физическом состоянии, интеллектуальном и духовном развитии (это, как понимаете, почти дословная цитата из обоснования закона народными избранниками), татарстанские депутаты приняли законопроект, ограничивающий передвижения подростков в ночное время суток. Документ устанавливает, что отныне дети не могут находиться в общественных местах без сопровождения родителей «с 22 до 6 часов в период с 1 сентября по 31 мая включительно или с 23 до 6 часов в период с 1 июня по 31 августа включительно». В комендантский час (а точнее, ночь) для несовершеннолетних закрыты практически все общественные места: парки, стадионы, скверы, вокзалы, питейные заведения, рестораны, детские и спортивные площадки, интернет-кафе и даже (!) общественный транспорт.
Если с питейными заведениями всё предельно ясно, то чем так опасен для несовершеннолетних общественный транспорт, законотворцы не уточнили. Тем не менее каждый подросток рискует оказаться в отделении милиции, если после 22 часов его вдруг обнаружат в автобусе или вагоне метро (о тёмных подворотнях в тексте закона не сказано ни слова). Единственно возможный выход в таком случае – брать с собой кого-то из родителей. В противном случае мамам и папам придется платить штрафы за своих недорослей, гуляющих допоздна. Правда, есть еще один путь – будучи несовершеннолетним вступить в брак, родить ребенка... В законе прописаны возможности эмансипации детей. На тех, кто успеет подстраховаться подобным образом, комендантский час распространяться не будет.
В милиции уже выразили готовность следить за ночными гуляками. Заниматься этим, к слову, сможет вся «наружка» органов внутренних дел – участковые, ППСМ, вневедомственная охрана, ГИБДД. Правда, как заявили в УВД, не стоит ожидать, что милиция сразу же бросится задерживать несовершеннолетних, оказавшихся в позднее время в «запретных» местах.
«Нужно понимать, что в работе тех же экипажей ППСМ есть приоритет по вызовам, – объясняет начальник пресс-службы УВД Казани Игорь Силко. – Если, к примеру, по телефону 02 сообщают, что где-то шумит сосед, а где-то, условно говоря, убивают или грабят, то понятно, какому вызову будет отдан приоритет. Точно так же и в этом случае – у каждого подразделения есть свои обязанности, а вопросы соблюдения комендантского часа будут являться попутными. Основная работа, конечно, предстоит отделу по делам несовершеннолетних».
Дел милиции, конечно, прибавится. Но в дальнейшем мера приведёт к положительному эффекту, уверен Силко. Ведь у подростков, например, часто отбирают мобильные телефоны.
А вот местные правозащитники усомнились в целесообразности принятия закона. По мнению руководителя Казанского правозащитного центра Игоря Шолохова, документ ограничивает подростков в свободе передвижения.
«Вообще вызывает вопросы необходимость этого закона в нашем, так скажем, демократическом обществе. К примеру, о проблеме нахождения детей в питейных заведениях, запрете на продажу им алкогольных напитков и пива уже давно известно, это прописано в других законах, – говорит правозащитник. – Тем не менее законы не исполняются, свидетелем чего я лично становился не один раз. Можно принять еще три десятка подобных законов, но если они не будут работать, то зачем они вообще нужны? Есть и другой момент: что делать, к примеру, если первокурсник едет с занятий в институте, которые заканчиваются в позднее время? Родители должны постоянно его сопровождать? Это бред».
Скорее всего, считает Игорь Шолохов, для начала милицейские службы обяжут сделать определенное количество «палок» – задержать, доставить, выписать штраф. Т.е. будут демонстрировать кипучую деятельность. А потом всё, как обычно, сойдет на нет.
Правда, пока стражи правопорядка будут отрабатывать «палки», очевидно, что молодым людям придется всюду носить с собой паспорта. Иначе вряд ли 18-летнему студенту удастся убедить милиционера, что ему не 17 лет. Ведь власть у нас привыкла доверять бумаге, а не гражданам.
А коль так, то ездить «до ближайшего отделения для выяснения личности» молодым людям придётся ох как часто! Хотя, заверяют правозащитники, в нашей стране никто не обязан носить с собой паспорт, а забирать человека в отделение для выяснения личности ни один милиционер не имеет права. Вот только кого это волнует?