Обострилось противостояние между татарстанскими производителями сувениров и музеем-заповедником «Казанский кремль». Последний намерен взимать плату с ремесленников, изображающих на своих изделиях главный исторический символ города. Руководство Палаты народных художественных промыслов и ремесел Татарстана, объединяющей около 400 производителей и продавцов сувениров, с таким положением вещей не согласно и намерено известить о ситуации главу республики Рустама Минниханова. На сторону палаты встала и республиканская прокуратура. Но Кремль отступать не намерен.
Главный символ Казани стал брендом в декабре прошлого года, после того как руководство архитектурно-исторического заповедника «Казанский кремль» получило от Роспатента право на использование 18 товарных знаков с изображением памятников и их названий. Символика, а также словосочетание Казанский кремль на русском, татарском и английском языках, слова Сююмбике и Кул-Шариф могут быть задействованы на производстве более 20 классов товаров и услуг, среди которых продукты питания, товары народного потребления, ювелирная, рекламная, издательская, сувенирная продукция, туристическая, культурно-просветительская и сфера интернет-технологий.
Это уже не первый конфликт, спровоцированный музеем-заповедником. Руководство Казанского кремля устраивало тяжбы с банками, хлебозаводом №3. Последний, кстати, вынужден был принять новые условия игры под давлением республиканского УФАС. Ведомству не понравились коробочки чак-чака со знакомой многим символикой. По жалобе некоего гражданина татарстанские антимонопольщики выявили признаки недобросовестной конкуренции. По мнению специалистов УФАС по РТ, изображение на упаковке продукции свидетельствует о нарушениях закона «О защите конкуренции». То есть использование в коммерческой деятельности запатентованного бренда должно осуществляться только при наличии лицензии. В противном случае организация, признанная нарушителем, может быть подвергнута штрафу в сумме от 100 тысяч рублей.
Легко сдаваться производители и продавцы сувениров не намерены, хотя временно и отступили. Директор Центра развития народных художественных промыслов и ремесел Татарстана, председатель правления палаты Нури Мустафаев считает несправедливым такой шаг музея-заповедника. Тем более после того как ремесленники сделали популярными достопримечательности кремля по всей стране.
«На протяжении десяти лет палата раскручивала памятники кремля по всей России, а теперь нам запрещают использовать его изображение и заставляют платить какой-то коммерческой структуре 5-10% от себестоимости каждого изделия. При этом фирма-представитель музея-заповедника намерена контролировать объемы сувенирного производства и пытается проверить финансовую отчетность. Предприятия отрасли временно были вынуждены отказаться от выпуска продукции с видами кремля в пользу других изображений», – заявил руководитель палаты.
На стороне палаты оказалась и татарстанская прокуратура. В процедуре регистрации товарных знаков блюстители закона выявили некоторые нарушения. Как рассказал корреспонденту 116.ru старший прокурор отдела по надзору за исполнением законодательства в государственном и муниципальном контроле прокуратуры РТ Шамиль Давлетбаков, у музея-заповедника на осуществление процедуры не было письменного разрешения собственника, которым выступает республиканское правительство.
«В частности, было выявлено нарушение статьи 1483 Гражданского кодекса России. Музей-заповедник начал оформление товарных знаков без согласия собственника, которым выступает кабинет министров Татарстана, делегировавший свои полномочия в этой области министерству земельных и имущественных отношений РТ. Казанский кремль не получил письменного согласия на регистрацию. То есть музей обратился к собственнику за разрешением на регистрацию, но минземимущество должного ответа не дало, а просто написало резолюцию «Согласия не требуется». Кроме того, в этой же статье ГК РФ указано, что не допускается регистрация товарных знаков обозначений, не обладающих исключительными способностями или состоящих только из элементов, являющихся, например, общепринятыми символами и терминами. Наше мнение, что термины Кул-Шариф, Сююмбике все-таки являются широко известными именами собственными», – пояснил прокурор.
Г-н Давлетбаков также добавил, что в настоящее время в адрес кабинета министров Татарстана и премьер-министра республики отправлено письмо, в котором указаны нарушения, касающиеся регистрации товарных знаков и оговорена необходимость принятия определенных мер.
Между тем некоторые аналитики сходятся во мнении, что если перед предпринимателями будет остро поставлен вопрос об оплате использования исторической символики, то в Казани и других городах России может вырасти количество судебных претензий к бизнесменам и встречных исков к владельцам брендов исторических памятников.
По мнению руководителя экспертно-аналитического департамента ГК «Регион» Сергея Бурова, в зависимости от своих сил предприниматели будут вести себя по-разному.
«Для крупных компаний легче всего будет отказаться от символа кремля, если он вплотную не связан с выпускаемым продуктом. А для сегмента малого и среднего бизнеса проще выплачивать небольшое роялти. Так как Казанский кремль находится на балансе местных властей, предпринимателям, выплачивающим его, можно было бы смягчить налоговое бремя, так как они и так пополняют этими отчислениями городской и республиканский бюджеты», – заключил эксперт.