Активно привлекать банки к модернизации жилищно-коммунального хозяйства призвала президент Фонда Института экономики города Надежда Косарева. На посвященном реформированию ЖКХ всероссийском совещании в Казани г-жа Косарева назвала накопительную систему, при которой средства на капремонт с населения собираются в течение многих лет, «неэффективной» и «неустойчивой». Любопытно, что в Татарстане, где в этом году стартовал пилотный проект модернизации ЖКХ, сейчас пытаются доказать жизнеспособность именно накопительной системы. Поэтому можно сказать, что г-жа Косарева бросила вызов, во-первых, принимающей стороне, а во-вторых – авторам проекта нового федерального закона, согласно которому для дальнейшего реформирования ЖКХ необходимо будет создавать во всех субъектах Российской Федерации региональные фонды. Как это сделал уже Татарстан.
Сначала сторонница альтернативного взгляда на решение проблемы определилась с терминами. По мнению г-жи Косаревой, речь вообще должна идти не о капремонте, а о модернизации жилищно-коммунального хозяйства.
«В докладе Всемирного банка об оценке энергоэффективности России указано, что 40% потенциала повышения энергоэффективности страны – это энергоэффективность в жилищном фонде. Поэтому речь, на мой взгляд, должна идти не о капремонте и не о выборочном капремонте, а о полной модернизации жилого фонда с целью не только повышения потребительских качеств, но и повышения энергоэффективности, что позволит потом, в будущем, снизить расходы жителей при эксплуатации этих домов», – пояснила президент Фонда Института экономики города.
Это позволило г-же Косаревой усомниться в цифре, которой в раздаточных материалах к совещанию характеризовалась сегодняшняя потребность страны в модернизации жилищного фонда. По мнению выступавшей, если исходить именно из потребности в комплексной модернизации с целью повышения энергоэффективности, речь пойдет уже не о заявленных 1,5 триллионах, а о 10 триллионах рублей.
«Очевидно, что денег ни в федеральном, ни в региональном бюджетах никогда не хватит для того, чтобы привести в соответствующее состояние жилфонд», – резюмировала президент фонда.
Проект нового федерального закона, который должен прийти на смену регламентирующему порядок и условия проведения капремонта в субъектах федерации ФЗ-185, по мнению г-жи Косаревой, имеет ряд изъянов. Например, из текста документа пока непонятно, должны ли платить за капремонт наравне с собственниками наниматели жилых помещений или же за них будет платить публичный собственник, муниципалитет. Кстати, сейчас, если вкратце, схема предлагается такая: на уровне субъектов создаются региональные фонды, куда поступают обязательные платежи всех собственников, на уровне страны – федеральный фонд, который будет субсидировать региональные фонды.
«Предложение по федеральному финансированию, в отличие от ФЗ-185, в этом законопроекте очень непрозрачное. Сколько, кому, куда, как – ничего не понятно. Финансовый поток проходит между квазигосударственными структурами фонда. И главное: на мой взгляд, эта схема не делает ничего, чтобы максимально привлечь в этот сектор кредитные частные ресурсы. Ликвидность в банковском секторе сегодня огромная, чрезмерная – деньги некуда размещать. Нужно сделать капремонт инструментом кредитования, чтобы ТСЖ стало квалифицированным заемщиком и банк был заинтересован дать ему кредит. Тогда собственникам жилья не надо будет копить на капремонт целых 20 лет», – уверена г-жа Косарева.
По её убеждению, с финансовой точки зрения схема с созданием региональных фондов является непросчитанной и крайне неустойчивой. «Она очень похожа на неустойчивость пенсионной системы, когда у нас число плательщиков всё время сокращается, а нагрузка увеличивается. Из-за этого существует потребность бюджета все время субсидировать пенсионную систему. Здесь схема точно такая же. Возможности финансировать капремонт с помощью платежей жителей новых домов – это иллюзия. Такой возможности не существует, если нормально просчитать эту схему».
Фонд Института экономики города предлагает другой, основанный на европейском опыте, вариант. Он использовался, например, в Эстонии, где был создан государственный институт развития. По мнению г-жи Косаревой, такие институты у нас могут быть созданы на региональном уровне.
«Эта структура выступает поручителем за товарищество собственников жилья перед банком-кредитором. На начальном этапе, пока еще банки не научились кредитовать, эта система может и рефинансировать, предоставлять им займы, но недолгое время. Она очень быстро должна перейти на поручительство. Это ей будет стоить гораздо дешевле. Она должна просто резервировать 2-3 процента от размера кредита как подушку для риска. Для бюджетов это будет стоить гораздо дешевле. При этом, конечно, должна быть бюджетная поддержка ТСЖ. В двух формах.
Во-первых, субсидия на первый взнос. И включить в программу жилищных субсидий низкообеспеченных собственников жилья, которые не смогут участвовать в капитальном ремонте. По нашим расчетам, эта система очень устойчива, и её параметры примерно такие: 10% – это первый взнос собственников жилья по кредиту. Причем на самом деле будет получаться даже 8,5% в среднем. Потому что 1,5% бедным собственникам будут доплачивать из бюджета. 60% – кредит. Где-то на 7-10 лет. Ставка сегодня может быть около 11 процентов. К 2020 году, по макропрогнозам, она снизится уже до 5 процентов. И субсидия бюджетная – примерно 30%. Такая система ориентирована на принятие решений самими собственниками, а не административно-бюрократическими структурами. Она ориентирована на постоянный приток средств частного капитала в этот сектор, а не на административное его регулирование», – подытожила г-жа Косарева.
Впрочем, эту точку зрения подверг жесткой критике уже следующий же выступавший. К слову, им оказался министр строительства, архитектуры и ЖКХ РТ Марат Хуснуллин. Г-н Хуснуллин признал, что полностью без банков даже при накопительной системе не обойтись. Вместе с тем ставка на банки может привести к значительным переплатам.
«Нам еще нужно 6736 домов отремонтировать, в которых проживает 1,2 млн татарстанцев. Цена проблемы – 34,4 млрд рублей. Более того, мы подсчитали стоимость модернизации всего коммунального хозяйства. Чтобы все коммунальное хозяйство привести в надлежащее состояние, нужно порядка 70 млрд рублей. Итого: цена реформы всего ЖКХ в Татарстане – 100 млрд. Давайте привлечем деньги банков! Тогда мы по 10 млрд в год будем платить процентов. А у нас вся выручка по ЖКХ в республике – 18 млрд рублей в год! Нет единой схемы – либо только бюджет, либо только банки, либо только инвесторы. Только комбинированное решение!» – подчеркнул глава минстроя.
Кстати, ставка на кредиты в реформировании ЖКХ может иметь еще один изъян. Надежда Косарева исходила из посылки, что собственники жилья сами в состоянии принимать решения и отслеживать денежные потоки. Увы, на практике в нашей стране эти полномочия узурпировали управляющие компании и мегаТСЖ, бухгалтерия которых не только для простых смертных, но даже для государственных органов – тайна за семью печатями. И если эти жилищные структуры решат в очередной раз «реорганизоваться» со всеми деньгами жильцов, кто, и главное, за что будет потом платить по кредиту?
Фото: Фото автора