Казанские транспортные предприятия выступили с инициативой повысить стоимость проезда в автобусах. С соответствующим предложением ПАТП уже сегодня должны были обратиться в правительство Татарстана и в комитет по тарифам при кабмине РТ. Директора городских ПАТП утверждают, что не справляются с издержками в работе, отчего терпят убытки. По мнению перевозчиков, объективная цена проезда в общественном транспорте – 25 рублей. Однако, по мнению независимых экспертов, такое резкое увеличение платы за проезд ударит по карману населения, поскольку улучшения уровня жизни в республике и так не наблюдается из-за постоянного роста цен. Кроме того, некоторые дотошные горожане провели альтернативные расчеты и пришли к выводу, что проезд должен стоить 14 рублей.
Руководители восьми городских транспортных предприятий собрались накануне, 26 января, в офисе КПАТП-9. Соответствующее обращение должны были сегодня представить в правительство республики. Однако на момент подготовки материала в комитете по тарифам при кабмине РТ 116.ru сообщили, что никакие документы от транспортников пока не поступали.
Инициативу повышения стоимости проезда поддержали все перевозчики. Если этого не сделать, по их словам, долги просто задушат предприятия. Несколько казанских АТП уже обанкротились, и их коллеги видят в этом причины убыточной работы. Как рассказал в интервью 116.ru директор ООО «КПАТП-9», себестоимость проезда одного пассажира на сегодняшний день гораздо выше нынешних 15 рублей.
«Мы сейчас работаем в убыток – это факт. Если себестоимость проезда одного пассажира обходится нам 23 руб. 60 коп., то одних мы возим за 15 рублей, других – за 7, – говорит директор КПАТП. – Истинная стоимость проезда – это не моя личная придумка, объективная цифра подсчитана комитетом по тарифам. К примеру, за два года инфляция составила по 10% в год, что уже скрадывает часть денег. Машины за это время поизносились, и некоторые узлы выходят из строя. Запчасти для автобусов иностранного производства, и покупать их приходится за доллары и евро, которые также выросли в цене. А почти все машины у нас – иномарки, и даже Нефазы в большинстве своем сделаны на импортных комплектующих. Нужно менять резину, масло, делать капитальный ремонт двигателя, который обходится в 200 тысяч рублей для одного автобуса. Кроме того, у нас есть обязанности лизингового платежа за машины. Так что на сегодняшний день проезд стоимостью 25 рублей нас спасет. Также мы сможем поднять зарплаты работникам и качество обслуживания, чаще ремонтировать автобусы».
По словам директора КПАТП-9 Алексея Варина, у него нет опасений, что в случае увеличения цены люди станут меньше ездить. Ведь своего рода отсев произошел еще в период начала кризиса, и тогда часть горожан стала ходить пешком.
«Мы не выставляем ультиматумов, что не выйдем на линию, если не поднимется стоимость проезда. Мы просим обратить на нас внимание», – заключил директор КПАТП-9.
По мнению аналитика группы компаний «Регион» Сергея Бурова, увеличение стоимости проезда в общественном транспорте, прежде всего, неадекватно тому уровню жизни, который сейчас наблюдается в Татарстане.
«Несмотря на то, что экономика республики достаточно высоко развита в сравнении с соседними регионами, кризис все же негативно отразился на уровне жизни большинства жителей РТ, – комментирует ситуацию эксперт. – Столь резкое повышение стоимости билетов на автобус мы считаем не вполне допустимым, но, по-видимому, муниципальные власти таким образом хотят уменьшить некоторые издержки на городской транспорт. Такой рост цен на проезд может спровоцировать людей на проведение массовых акций недовольства. Подобные случаи протеста уже имели быть место в других российских городах, но итоговые результаты везде были различны».
Стоимость проезда на общественном транспорте в других городах России:
Ростов: маршрутка (автобусы-иномарки) – 14 руб., автобус – 9 руб.
Уфа: автобусы – 10 руб., газели – 15 руб., корейские автобусы – 8 рублей.
Самара: автобусы – 15 руб., по транспортной карте 12 руб., маршрутки – от 18 до 30 руб. в зависимости от дальности маршрута.
Пермь: автобусы – 12 руб., маршрутки – от 10 до 25 руб.
Волгоград: трамвай + троллейбус + муниципальный автобус – 10 руб., маршрутка – от 10 до 15 руб.
Кстати, сами транспортники признают, что 10-рублевый скачок – не самый лучший вариант на сегодняшний день, но деваться просто некуда.
«Мы сами за то, чтобы цену поднимали постепенно, а не сразу на столько. Когда стоимость три года держалась на уровне 10 рублей, а потом резко скакнула до 15 – это тоже неправильно», – сказал Алексей Варин.
Некоторые горожане обратили внимание на тот факт, что расчеты комитета по тарифам, по их мнению, не верны. А проезд объективно должен стоить 14 рублей (Расчет (doc-файл, 11 Кбайт)). Как рассказал автор самого расчета, житель Казани, аспирант КГУ Тимур Ямашев, он учитывал многие факторы.
«Я взял цифры по всем параметрам и рассчитал. У меня получилось, что проезд должен стоить около 14 рублей. Понятно, что эта сумма может колебаться в большую или меньшую сторону, так как крупные перевозчики могут уменьшить свои затраты, – говорит Тимур Ямашев. – Перевозчики явно завышают желаемую стоимость проезда в 25 рублей. Они всегда просят больше для того, чтобы потом чиновники могли «пойти на компромисс» и увеличили цену на проезд».
Сам Тимур призвал казанских блогеров не оставаться в стороне. Сегодня он выложил свои расчеты во Всемирной паутине и предложил жителям татарстанской столицы активно писать письма в различные инстанции.
«Я призвал казанцев побольше обращаться в интернет-приемную мэрии, оставлять жалобы на сайтах минтранса и УФАС России по РТ. Нужно привлечь внимание определенных органов, чтобы акция имела успех. Физически бастовать вряд ли получится», – заключил горожанин.
В любом случае последнее слово остается за правительством, которому предстоит взвесить все за и против. Для горожан же этот червонец сверху может ударить по карману и стать «золотым».