Город Валерий Гогин, директор Татарстанского центра стандартизации, метрологии и сертификации: «Главная проблема в том, что у нас в стране нет внятной государственной политики по проблемам качества»

Валерий Гогин, директор Татарстанского центра стандартизации, метрологии и сертификации: «Главная проблема в том, что у нас в стране нет внятной государственной политики по проблемам качества»

Термин «качество» может стать одним из краеугольных камней закона «О конкуренции в РТ», проект которого сейчас готовится в татарстанском правительстве. На это рассчитывают специалисты ФГУ «Татарстанский центр стандартизации, метрологии и сертификации» (ФГУ «Тест-Татарстан»). Новый правовой акт должен стать важной вехой в реализации готовящейся сейчас масштабной программы повышения конкурентоспособности выпускаемой республикой продукции. Ведь в конечном счете, уверен директор центра Валерий Гогин, именно качество является базовым фактором повышения конкурентоспособности продукции, работ и услуг.

Валерий Алексеевич, Казань сейчас готовится к встрече очередных гостей – участников Всероссийского форума по качеству, который пройдет в городе с 18 по 20 ноября. Как вы думаете, почему местом проведения масштабного мероприятия выбрана именно татарстанская столица?

– Я думаю, это неслучайно. Казань была выбрана местом проведения на прошлогоднем форуме в Липецке, где председатель Геннадий Воронин вручил первому вице-премьеру Республики Татарстан Борису Павлову символическое переходящее знамя общества. Это знамя сегодня находится в республике – как символ доверия к Татарстану в области качества.

Так что республика, на мой взгляд, вполне заслуженно принимает гостей со всей страны. На протяжении пяти последних лет Татарстан удерживает лидирующие позиции в конкурсе «100 лучших товаров России». В прошлом году мы заняли второе место по стране, в позапрошлом году – первое. Если же подводить совокупные итоги за последние пять лет, мы, несомненно, окажемся на первом месте – и по числу участников, и по количеству наград. Официальные итоги этого года еще не оглашены. Но мы, судя по всему, снова окажемся лидерами.

На ваш взгляд, что помогло Татарстану достичь таких успехов?

– Этому способствует неформальный подход на всех уровнях – начиная Минпромторгом РТ и заканчивая участвующими в конкурсе предприятиями – хотя во многих российских регионах участие в конкурсе сводится к чисто документарному подведению итогов. На мой взгляд, мы находимся в очень выигрышном положении еще и потому, что проводим перед всероссийским этапом конкурс «Лучшие товары Республики Татарстан». Кстати, на продукцию, маркированную логотипом регионального конкурса, уже обращает серьёзное внимание торговля. И акция «Покупай татарстанское» выросла, по сути, из нашего регионального конкурса.

Значит, конкурс можно расценивать как хорошую стартовую площадку?

– Несомненно! Я бы даже сравнил его с программой «Минута славы». Где еще производитель может проявить себя настолько ярко? Где еще он может заявиться публично на рынке? Даже если он выставит свою продукцию в одном-двух магазинах, многие ли о нём узнают? А после конкурса о его продукции начинают говорить.

У нас есть в Чистополе завод «Бетар», выпускающий приборы учёта. Сам директор признаёт, что его наступление на рынке началось с конкурса «Сто лучших товаров России». С того момента его продукцию стали узнавать. А сейчас у завода уже развитая дистрибьюторская сеть в Монголии, он работает с Казахстаном, с Прибалтикой…

А есть ли шансы у предприятий случайных, не обеспечивающих качества своей продукции, стать участниками конкурса?

– Участвовать в конкурсе могут все. Другой вопрос, станут ли они победителями.

Допустив предприятие к соревнованиям, мы в период рассмотрения конкурсной документации делаем запрос во все контролирующие органы. Были ли претензии и жалобы? На что именно? И если у нас какой-то товар становится лауреатом или дипломантом, то это означает, что на него собрано целое досье. В нем учитывается действительно всё, в том числе отрицательные отзывы потребителей.

И были случаи, когда подобные обстоятельства не давали предприятиям становиться лауреатами конкурса.

Тем не менее среди обывателей достаточно распространено мнение, что качество продукции для конкурса – одно, а для повседневной торговли – уже совсем другое…

– Конечно, любой хозяин старается на конкурс выставить самое лучшее. Однако не стоит забывать: за повседневную продукцию покупатель голосует рублем, и сегодня, когда в магазинах есть из чего выбрать, этот голос, пожалуй, самый важный. У Казанского молочного комбината, например, товар сегодня не залеживается – и это при жесточайшей конкуренции на молочном рынке!

Давайте реально посмотрим на вещи. Еще пять-семь лет назад серьезной критике подвергалась хлебопекарная промышленность республики. Дело доходило даже до очень нелицеприятных высказываний в адрес хлебопеков со стороны президента республики.

Но сегодня, думаю, ни у кого уже язык не повернётся ругать продукцию булочно-кондитерского комбината, третьего хлебозавода в Казани, челнинского хлебобулочного комбината. Но подход к делу поменяли не только предприятия. Сельчане научились выращивать пшеницу, идеально подходящую для хлебопечения. И вот теперь этот коллективный труд отмечается и наградами на всевозможных конкурсах, и деньгами простых татарстанских покупателей.

Кстати, практически все хлебозаводы – активные участники программы «Сто лучших товаров». И, кроме того, они очень активно работают с органами по сертификации, видя в них не нахлебников, а партнеров. Хлебопеки первыми в республике взялись за внедрение системы ХАССП. У нас эта система пока еще носит добровольный характер, а на Западе она жизненно необходима предприятиям – без соответствия ей товар просто не попадет на полки солидных магазинов. Потому что внедрение системы ХАССП позволяет, во-первых, выпускать гарантированно безопасную продукцию, а во-вторых, положительно влияет на качество.

Вырисовывается почти идеальная картина…

– Мы действительно горды своей республикой. Но, не буду скрывать, еще есть над чем работать. Главная проблема, на мой взгляд, заключается в том, что, к сожалению, у нас в стране нет внятной государственной политики по проблемам качества. Республика выполнила предыдущую программу по качеству и чего-то достигла, но разработка и принятие новой программы застопорились.

Сегодня готовится масштабная программа повышения конкурентоспособности татарстанской продукции. Мы надеемся, что подготовленные ФГУ «Тест-Татарстан» предложения по качеству лягут в основу отдельного раздела программы. Ибо качество – это базовый фактор повышения конкурентоспособности продукции, работ и услуг. Понятно, что есть еще и цена, и дизайн, и удовлетворенность потребности. Но в какую бы красивую обертку ни упаковали товар, потребитель все равно будет исходить из того, хорош он или плох.

Алексей ГРИНЬКО
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем