Пять лет назад Госдума РФ приняла одновременно в трех чтениях поправки в Федеральный закон «О днях воинской славы (Победных днях России)». Одной из правок было введение нового праздника – Дня народного единства – и фактическое перенесение государственного выходного дня с 7 ноября (День согласия и примирения) на 4. Основная причина этого, по мнению многих аналитиков, – желание полностью избавиться от ассоциации с годовщиной Октябрьской революции. Однако реакция общества на это нововведение была неоднозначной.
– Владимир Александрович, а как вы к этому относитесь?
– День 14 июля – начало Великой французской революции (более кровавой, кстати, если соотнести с населением Франции 1789 года), день 4 июля – начало Американской революции 1776 года и т.д. отмечаются широко в этих странах. Поэтому стереть праздник освобождения 7 ноября на основании того, что сталинисты превратили социализм в пародию на него, никогда не удастся. Победили в гражданской войне крестьяне в лаптях и рабочие: крестьяне получили землю, рабочие – контроль над заводами. Видимо, этого и не хотят нынешние власти, отдающие и землю новым помещикам, а построенные народом заводы – новоиспеченным олигархам. Другое дело, что как Французская революция в 1789–1782 гг. была очень умеренной, но празднуется именно ее начало, так и нашу революцию, изменившую весь мир, заставившую буржуазию везде делиться, надо праздновать с ее «умеренного» начала в Феврале 1917, к которому большевики не имеют отношения.
– 6 ноября в Татарстане еще один праздник – День Конституции. На ваш взгляд, что своя собственная конституция дает республике?
– Конституция Республике Татарстан нужна. Я был одним из четырех людей, представивших в Верховный совет РТ альтернативный проект Конституции, который был одобрен тремя его комиссиями и высоко оценен крупнейшими зарубежными экспертами. Конечно, в 1992 году был принят не наш, а официальный проект (на мой взгляд, авторитарный), но Фарид Мухаметшин пишет, что многие идеи нашего проекта были внедрены в Конституцию РТ. Много раз Конституция РТ переделывалась, в 2002 году – полностью, и после 2002 тоже. Но Конституция РТ, так же, как и ограниченный суверенитет, и свое гражданство, нужна, ибо они имеются в мягких, асимметричных федерациях. Мы могли показать России образец зависимости властей от народа и защиты прав каждого. Россия требует выведения слов «суверенитет» и «гражданство РТ» из Конституции РТ из-за перегибов 1990-х годов, когда суверенитет в Татарстане трактовался как практически полная независимость. То есть маятник качнулся уже в сторону унитаристской вертикали власти.
– Как вы думаете, экономический кризис внес коррективы во взаимоотношения между Татарстаном и федеральным центром?
– Может внести, но не обязательно, ибо у нас всегда власть, политика превалировали над экономикой, в СССР господствовал политический подход к экономике.
– На ваш взгляд, есть ли в Татарстане оппозиция официальной власти? Какую роль играет?
– Оппозиция есть. В народе. По нашим репрезентативным опросам, которые никто не может опровергнуть, у Шаймиева рейтинг был выше, чем у Ельцина, но всегда ниже, чем у Путина. Есть и оппозиция среди политиков, только их из парламента выдавили на улицу, приговорили к внепарламентским действиям. Во всех местных отделениях партий (КПРФ, «Патриоты России», СПС, справедливороссы, ЛДПР и т.д.) не осталось реальных оппозиционеров (таких как Александр Штанин, Александр Салий, Роберт Садыков, Насима Столярова).
– Что думаете о судебном процессе над Иреком Муртазиным?
– При демократии каждый имеет право на свое мнение, и за него не преследуют – это записано в Конституциях РТ, РФ и международных договорах, подписанных Россией и потому обязательных для исполнения. На мой взгляд, зря Минтимер Шаймиев участвует в преследовании оппозиционера. Неправедный приговор пятном ляжет именно на его место в истории республики.
– В 2010 году истекает очередной срок президентства Минтимера Шаймиева. Он заявил, что не будет выдвигать больше свою кандидатуру на этот пост. Какой, на ваш взгляд, сценарий развития событий на будущий год вероятней всего? Есть мнение, что в период кризиса не стоит что-то менять...
– Сомневаюсь я, что Шаймиев уйдет. Но в случае ухода могут быть варианты – от Нургалеева, Исхакова и Алтынбаева до кого-то из местных: Мухаметшина, Метшина и т.д. Номенклатура как класс – многоголовая гидра, и от перемены мест слагаемых сумма не меняется.
– Власти часто говорят о борьбе с коррупцией в стране. Насколько эффективно она ведется, или это очередные пиар-акции? Реально искоренить коррупцию? И что для этого, на ваш взгляд, нужно сделать?
– Хвосты рубить у дракона можно бесконечно. Пока власть не контролируется народом (а все каналы контроля отсечены), ничего не будет. Сам процесс становления правящего класса – как политической власти, так и олигархов – говорит о тотальной коррупции, разложении, подкупе и политико-экономическом рейдерстве.
– Как думаете, мэры и главы муниципальных образований должны выбираться, или лучше вариант, когда их назначают?
– Все наши опросы показывают: все слои населения за выборы. Народ понимает, где его лишают великих прав определять, кто именно будет представлять и подавлять его.
– Многие аналитики сегодня обсуждают вопрос тандема Путин–Медведев. Что вы думаете по этому поводу?
– Да пусть будут хоть все 20 членов Политбюро, если бы они зависели от народа, то и работали бы на него.