Выходные Рунет провел в обсуждении заявления президента РТ Минтимера Шаймиева о намерении уйти из большой политики по завершении нынешнего президентского срока. Основной фон публикаций в федеральной прессе по этому поводу носит либо явно скептический, либо игривый характер.
«Я всю жизнь у власти. То, что пора отдохнуть, – это не подлежит сомнению. Меня жена уже начиная с 60 лет терроризирует, чтобы я уходил», – цитирует Шаймиева агентство Reuters, которому глава республики дал интервью в пятницу вечером в кулуарах экономического форума в Санкт-Петербурге. С помощью нехитрой арифметики можно сделать вывод, что президент РТ находится под домашним террором уже 12 лет.
Ряд изданий пришел в восторг от причины, которой президент РТ объяснил свое нежелание оставаться у руля: заголовки про терроризирующую жену растиражированы в десятках вариантов.
Правда, резонанс от заявления несколько затмило аналогичное откровение башкирского главы Муртазы Рахимова, который в тот же день поделился планами с МК. Однако декларированием намерения уйти на покой руководитель соседнего региона не ограничился, раскритиковав в резких выражениях «Единую Россию» и политику федерального центра по отношению к субъектам. Привкус политического скандала заставил федеральные ленты уделить больше внимания анализу поведения президента РБ и раздраженной реакции единороссов, но и скромные откровения Шаймиева явно оказались в топе российских новостей и аналитики.
Примечательно, что в новостях по поводу последнего заявления, характеризуя президента Татарстана как политическую фигуру, помимо самого распространенного ярлыка «тяжеловес», к Шаймиеву федеральная пресса прочно приклеила ярлык губернатора-критика. Этим он обязан годичной давности заявлению о нецелесообразности кремлевской кадровой политики в отношении региональных глав. До этого Минтимера Шариповича СМИ в основном характеризовали как крайне «осторожного» политика.
На этот раз глава республики вновь предстал в прессе неким провокатором. Так, «КоммерсантЪ» приводит цитату президента Института национальной стратегии Станислава Белковского, который уверен, что его заявление – «тонкая аппаратная игра, мастером которой всегда был Минтимер Шаймиев». Г-н Белковский полагает, что действие продиктовано желанием заставить Кремль раскрыть карты. «...В условиях кризиса зависимость регионов от центра снижается, регионы фактически остаются с кризисом один на один, – рассуждает он. – И в этих условиях господин Шаймиев понимает, что если правильно выстроит интригу, Кремль либо предложит остаться ему самому, либо поставит во главе республики нужного господину Шаймиеву преемника. Своим заявлением он хочет спровоцировать реакцию. И в зависимости от нее сделать выбор – либо оставаться, либо срочно готовить себе преемника».
К слову о преемнике – СМИ и политики уже начали думать да гадать, кто же это может быть. Первым в списке идет мэр Казани Ильсур Метшин, которому-де благоволят оба кремля – и московский, и казанский. По непроверенной информации, градоначальник приходится племянником супруге Минтимера Шаймиева. Стоит отметить, что мэр входит в «президентскую сотню» – кадровый резерв президента Медведева. О большой вероятности того, что следующим руководителем региона станет именно глава татарстанской столицы, высказался, в частности, руководитель ТРО партии «Правое дело», депутат Госсовета РТ Александр Таркаев.
«Ильсур Метшин, действительно, одна из возможных кандидатур. Но вызывает сомнение, устроит ли такой вариант все политические элиты, – возражает профессор кафедры социологии и политической конфликтологии КГТУ Сергей Сергеев. – Я бы не стал категорически называть его в качестве самого вероятного преемника».
Кстати, пользователи Рунета весьма вяло отреагировали на ситуацию, не пытаясь особо пофантазировать на тему «Кто следующий». К концу дня в понедельник, то есть спустя трое суток после того, как сообщение о намерении Шаймиева уйти в политическую тень появилось в сети, едва удалось найти несколько осмысленных комментариев. Так, пользователь «Живого журнала» glebvas пишет: «А кто вместо МШШ? При всех недостатках и достоинствах мы знаем, на что может пойти МШШ, а на что он никогда не пойдет в силу своих убеждений. Почему кто-то считает, что новый лидер РТ будет лучше МШШ? Я вот в этом очень и очень сомневаюсь. Так что дай Бог ему здоровья и сил».
Есть и полярная точка зрения. Так, в том же ЖЖ пользователь 77711 так комментирует ситуацию: «То, что человек 20 лет сидит на одном месте, – это плохо. При этом неважны его заслуги – все равно это плохо и незаконно. Не важно, будет лучше или будет хуже, будет стабильность или не будет. Во всем мире президенты сидят не более восьми лет. Америка не меньше Татарстана и не меньше России – но там это правило чтят, и именно это придает стабильность. Стабильность должна зависеть не от какого-то человека, а от отношения общества к закону и к его нарушителям».
В целом в сети Интернет можно отметить низкий интерес к теме среди простых пользователей. Напрашивается вывод, что здесь внимание, оказанное СМИ заявлению Шаймиева, явно не совпадает с информационными запросами рядовых обывателей. Общество к будущей политической рокировке на властном Олимпе проявило равнодушие.
«Реплика Шаймиева не породила какой-либо серьезной полемики, так как умные люди поняли, что он выразился довольно неопределенно, – считает господин Сергеев. – СМИ же истолковали его заявление весьма прямолинейно. Фактически же он он оставил себе свободу выбора на ближайшее время – уходить или нет».