Последние данные о состоянии здоровья татарстанцев неутешительны: сегодня уровень смертности в республике выше, чем в среднем по стране. На первое место среди причин, ее вызывающих, вышли болезни кровообращения, распространение которых приобретает угрожающий характер. На сегодняшний день ясно, что полумерами с ситуацией не справиться: здоровье нации основательно пошатнулось. Необходима четкая, быстрая, решительная политика. Как и кто должен бороться с эпидемией сердечно-сосудистых заболеваний? Своими мыслями по этому поводу с читателями 116.ru поделился главный кардиолог РТ, руководитель направления кардиологии МКДЦ, доктор медицинских наук, профессор КГМУ Альберт Галявич.
– Альберт Сарварович, что привело к таким печальным показателям, и почему на фоне других регионов Татарстан смотрится не очень хорошо?
– Я бы не сказал, что Татарстан впереди всей России, просто у нас более точная статистика. Динамика заболеваемости тщательно отслеживается в последние 10 лет, так что мы можем назвать конкретные данные – кто и какими заболеваниями болеет. Если сравнивать Россию и Татарстан, то цифры не сильно отличаются. Есть регионы с меньшей, есть с большей смертностью. Даже внутри самого Татарстана данные разнятся: в районах, где более молодое население – смертность пониже, а в Казани же, соответственно, наоборот.
Ежегодно в больницы Республики Татарстан госпитализируется семь тысяч человек с диагнозом «инфаркт миокарда». Из них примерно тысяча умирает.
Вопрос нужно ставить не о цифрах, а о том, как мы можем исправить эту ситуацию . Говоря «мы», я не имею в виду врачей. Бороться нужно всем миром. Это проблема не столько медицинская, сколько социальная. Почему? Потому что на распространение сердечно-сосудистых заболеваний оказывают большое влияние социально-экономические и политические условия. Согласно исследованиям, стрессы 90-х годов приводили к росту смертности населения от сердечных причин. Есть еще ряд факторов, на которые мы также можем повлиять всем миром – это, в первую очередь, курение. По опыту других стран можно сказать, что когда курение запретили во всех общественных местах и на улице, смертность снизилась почти на 20 процентов. Хороший пример надо брать за основу.
Или другой фактор – малоподвижный образ жизни. Люди в основном ездят на транспорте, ходят мало, и это создает условия для того, чтобы повреждались сердце и сосуды.
– Таким образом, эту статистику обуславливают факторы разного уровня – общемировые и наши, российские?
– Да, совершеннос правильно. Есть и совсем локальные, характерные именно для Республики Татарстан. Это фактор питания.
– Традиционная татарская кухня?
– Да, жирная пища, малое количество фруктов, малое потребление овощей. Это вносит определенный вклад в копилку заболевамости. Мы сравнивали, как люди питаются в Москве, Санкт-Петербурге, Краснодаре и у нас в Татарстане. Оказалось, что у нас больше потребляют мяса и животных жиров.
– Мы говорили о влиянии политической и экономической ситуации на людей, вызывающей у них стрессовое состояние. То, о чем принято говорить сейчас – финансовый кризис – можно назвать ситуацией повышенной опасности?
– Я, конечно, не политик и не экономист, однако считаю, что сейчас совсем не такая кризисная ситуация. Что, у нас в стране хлеба не стало? Нет, это не кризис. Если закрываются заводы в США и Европе, то причем здесь мы? Да, под флагом кризиса могут урезать зарплату и сократить «лишних» работников.
Стрессовая ситуация, конечно, присутствует. Возникает она потому, что радио, телевидение, газеты говорят в основном о негативных вещах. Я понимаю, что средствам массовой информации тоже нужно жить, и все стараются преподнести интересную информацию, однако позитив не помешает. Больше будет пользы здоровью.
– Давайте поговорим о методах борьбы. Как предложил на последней коллегии Минздрава республики глава ведомства Айрат Фаррахов, главным здесь должна стать агитация, проводимая врачами-терапевтами среди населения. Но ведь в среднем человек ходит к терапевту примерно раз в месяц, разве в этих условиях может идти речь об агрессивной агитации?
– Согласен. К сожалению, здесь врачи мало что могут сделать. К врачу обращается максимум 10 процентов населения. Главную роль в агитации должны играть администрации районов и средства массовой информации. Нужно пропагандировать здоровый образ жизни и физкультуру, ввести запрет курения и госмонополию на алкоголь. Другими способами не победить.
К сожалению, сейчас к здоровью и медицине потребительское отношение. Человек курит, пьет, лежит на диване, ест колбасу. Приходит определенный момент, когда у него уже «махровые» болезни – подавай ему здоровье. К сожалению, такое потребительское отношение – только в нашей стране. В развитых странах каждый человек проходит обследование (особенно люди старше 40 лет), в результате чего каждый знает свой уровень холестерина, вес, кардиограмму. Если есть небольшое отклонение, этим сразу начинают заниматься врачи. К сожалению, у нас люди обращаются к врачу, когда уже доходят до ручки, когда уже медицина практически бессильна. Что-то мы, конечно, может исправить – у нас есть прекрасный Межрегиональный клинико-диагностический центр. У него такие же возможности, как у ведущих клиник Америки или Германии. К сожалению, больные с инфарктом миокарда поступают туда на третий день, тогда как они должны поступать в первые часы. Это демонстрирует легкомысленное отношение населения к своему здоровью.
– Запреты на территории нашей страны всегда были малоэффективной мерой, вам не кажется?
– Почему? Простейший пример – запрет ездить не пристегнутым. Работает? 90 процентов водителей уже пристегиваются. Если запретить курение, наложить огромные штрафы – моментально сработает. Я думаю, что это как раз тот путь, с помощью которого можно решить эту проблему, потому что просто словами и увещеваниями до сознания этого не донести.
– Трудно поверить в то, что Госдума примет этот закон. Ведь в результате сильно пострадают интересы табачных компаний. Россия – хороший рынок сбыта.
– Это не сделает честь нашей Думе! Плохо, если так. Ведь во всех развитых странах посчитали, что дороже лечить курильщиков и «обкуриваемых» ими людей, чем ограничить их во вредной привычке. И в России вполне можно этого добиться. К сожалению, наша страна мало законопослушна, и это будет одним из элементов воспитания. Надеюсь, нам удасться законодательно «продавить» этот вопрос.
– Скоро будет два года, как группа казанских ученых, в которую входят и специалисты МКДЦ, исследует причины возникновения атеросклероза. Год назад даже было заявление, что, возможно, найден новый источник болезни – вирус. Можете ли вы сейчас это подтвердить или опровергнуть?
– Знаете, было бы хорошо, если бы нашелся вирус или микроб. Его бы устранили, как в свое время чуму, холеру или полиомиелит. К сожалению, пока нельзя об этом говорить. Сегодня мы знаем, что есть некоторые сопутствующие развитию болезни факторы. Есть вирус, но не он является причиной возникновения атеросклероза.
– Каждый ли человек, вызвавший скорую по причине сердечной боли, может рассчитывать на то, что его отвезут в МКДЦ и окажут высококвалифицированную помощь?
– Это решение принимает врач скорой помощи согласно инструкции. Если у больного, к примеру, определенная форма инфаркта миокарда, его везут в МКДЦ. Всех невозможно туда доставить, клиника просто на это не рассчитана. Самым тяжелым мы можем оказать максимальную помощь.
– Главное, чтобы скорая быстро привезла?
– Скорая-то сейчас ездит быстро. Главное, чтобы ее вовремя вызвали.
– Позволю себе говорить за себя и еще за определенное количество людей – люди боятся скорой. Боятся вызвать, что называется, «зря», что «увезут не туда», боятся нарваться на грубость врачей...
– В этом случае никогда нельзя занимать страусиную позицию! Болит – надо вызывать. Если все серьезно, колебания – это только упущенное время! В США, где идет агрессивная пропаганда здоровья, есть так называемое «правило пяти минут». Если в течение этого времени у человека не проходит боль в грудной клетке, надо звонить 911. Это срабатывает очень четко, и в США время доставки пациента с инфарктом миокарда очень короткое. Действительно, у человека может болеть все что угодно – легкие, бронхи, плевра, пищевод, – но чем раньше человек обратиться в скорую помощь, чем раньше ему будет поставлен диагноз, тем правильнее ему будет оказана помощь. Не надо деликатничать – лучше, что называется, перегнуть палку! Многие погибают, даже не вызвав скорую. При других заболеваниях промедление не так страшно, но сердце... счет может идти на минуты.
– Скажите, что о своем сердце должен знать каждый человек? Какая диагностика сейчас свободно доступна?
– У нас есть программа госгарантий, согласно которой определенный минимум обследований каждый человек может сделать совершенно бесплатно. Сюда относятся измерение давления, электрокардиограмма, уровень холестерина. Это три основных момента, которые определяют состояние сердца и сосудов. Самое главное – чтобы люди знали об этом.
Сейчас идет диспансеризация работников бюджетной сферы – попытка выявить заболевания на ранних стадиях. Допустим, есть организация, где работают сто человек, которым некогда сходить в поликлинику. Врач приходит к ним на работу и проводит осмотр на месте: измеряет рост, вес, давление, холестерин, снимает электрокардиограмму.
– Наверняка и в коммерческих структурах можно провести диспансеризацию?
– Да, конечно, на платной основе. С экономической точки зрения лучше лечить заболевания на ранних стадиях. Если случается инфаркт миокарда, три-четыре месяца работник находится на больничном листе. Потом гоударство будет выплачивать пенсию этому больному по инвалидности. А если предупредить инфаркт миокарда или другое серьезное заболевание – больничный будет короче, инвалидизации не будет. Все это давно просчитано во всем мире: предупредить легче, чем лечить.